Бактериальные гены для переработки сахаров предпочитают держаться вместе

Биоинформатики из Института проблем передачи информации РАН показали, что у ряда бактерий гены ферментов, участвующих в переработке сахаров, собираются в «строительные блоки» определенной длины.

У бактерий гены белков, участвующих в одном каскаде биохимических реакций, часто расположены вместе. За счет этого и экспрессируются (считываются) они тоже совместно. Работу генов в группах проще синхронно регулировать, чем активность одиночных. Эволюционируют они нередко тоже зависимо друг от друга. Авторы работы проверили, как часто встречается колокализация среди генов, чьи белки задействованы в метаболизме углеводов.

Ученые исследовали 148 000 бактериальных генов из 665 различных геномов микроорганизмов. Продукты почти всех этих генов так или иначе участвуют в переработке сахаров. Выяснилось, что почти половина (47%) из них в ДНК соседствуют с генами совсем другого назначения, а группы (т.н. кассеты) образуют только 53%. Обычно вместе собрано от 2 до 15 «генов метаболизма углеводов». Состав таких групп и их число во многом зависят от систематического положения конкретной бактерии. У родственных организмов кассеты наиболее похожи.

Некоторая информация была получена и по тем генам, которые кодируют не связанные с переработкой сахаров белки. Всего было рассмотрено 30 функциональных классов (в таком отдельно взятом классе гены кодируют белки, выполняющие схожие функции). Оказалось, что многие из них действительно «предпочитают» располагаться на хромосоме так, чтобы быть окруженными участками ДНК со сходными функциями.

Как выяснили авторы статьи, это не связано с дупликациями. Могло бы быть так, что изначально на месте пары генов существовал лишь один, он в какой-то момент удвоился (дуплицировался), и его «двойник» со временем приобрел другие, хотя и похожие функции. Но анализ авторов опроверг это предположение.

Научная статья опубликована в BMC Biology Direct.

Ранее биологи выяснили, что аминокислоты, сложенные в «кассеты», придают паутине ее уникальные свойства.