Австралийские аборигены долго живут на одном месте

Команда австралийских генетиков и палеонтологов проанализировала ДНК аборигенов, живших в Австралии в начале и середине XX века, и выяснила, что это потомки одной из основных популяций, которые прибыли на континент 50 000 лет назад.

Данные археологии и генетики свидетельствуют, что первые люди заселили Австралию около 50 тысяч лет назад. В 2016 году были секвенированы геномы 13 современных австралийских аборигенов, и анализ ДНК показал, что их предки попали в Австралию раньше, чем произошло заселение Европы. Причем в своем исследовании ученые особо подчеркивали, что первые люди попали в Австралию прямиком из Африки, а поток миграции из Азии на южный материк был совсем незначительным.

В своей новой работе австралийские генетики решили выяснить, как быстро происходило заселение Австралии первыми людьми. Для этого они сделали анализ 111 митохондриальных геномов, взятых из волос аборигенов, живших в начале и середине XX века в трех разных общинах на юге и северо-востоке Австралии.

Митохондриальная ДНК находится в клетке отдельно от основной, ядерной ДНК, и позволяет отслеживать непрерывную материнскую родословную. Это, в свою очередь, делает возможным точно устанавливать, насколько давно та или иная группа людей проживает отдельно от остального мира. Полученные учеными результаты показывают, что современные австралийские аборигены являются потомками одной и той же группы людей, которые прибыли в Австралию 50 000 лет назад. В то время этот континент был связан с Новой Гвинеей и Тасманией сухопутными перешейками, и вместе они формировали суперматерик Сахул.

Затем, как показывает анализ митохондриальной ДНК, население быстро, в течение около 1500—2000 лет, распространилось вокруг восточного и западного побережий Австралии. Южной части Австралии первые поселенцы достигли уже 49 тысяч лет назад.

Причем, на что отдельно обратили внимание исследователи, большие популяции австралийских аборигенов постоянно проживали на одном и том же месте, никуда не мигрируя: «После колонизации всего континента были созданы сильные региональные сообщества. Они сохранились, несмотря на значительные климатические и культурные изменения в течение поздних эпох плейстоцена и голоцена. Примечательно, что мы находим свидетельства постоянного присутствия этих популяций в отдельных географических районах, начиная со времени 50 000 лет назад».

Таким образом, новые полученные данные подтвердили, что люди заселили Австралию не из Азии, а прямым путем из Африки, и показали, что эти люди постоянно проживали на австралийском континенте, а это довольно редкий феномен. Постоянное проживание аборигенов на одном месте в течение столь долгого времени не наблюдалось, например, в Европе.

Исследование опубликовано в журнале Nature.

Ранее ученые выяснили, что аборигены Австралии находятся и в некотором родстве с населением бассейна Амазонки.