Пчелы и осы опаснее для австралийцев, чем змеи и пауки

Специалисты по общественному здоровью из Австралии пришли к выводу, что большинство случаев госпитализации или смерти от укуса животного случается из-за ос и пчел.

Австралия известна тем, что тут обитает большое количество ядовитых существ — змей, пауков, насекомых и медуз. Ученые из университета Мельбурна провели первый большой общенациональный анализ данных о госпитализации и смертях людей из-за укуса животного.

Исследователи взяли данные Австралийского института здоровья и благосостояния и Национальной системы учета случаев смерти с 2000 по 2013 год. Всего был изучен 41 521 случай госпитализации, в том числе и летальные исходы.

Выяснилось, что укусы ос, пчел и шершней привели к 31% госпитализаций, на втором месте — укусы пауков (30%), затем — змеи (15%). Однако хотя укусы змей случаются реже, они в два раза чаще приводят к летальному исходу.

Между 2000 и 2013 годами от ядовитого укуса погибло 64 человека, причем 27 — от укуса змей и столько же — от укуса ос и пчел. Главная причина — анафилактический шок. При этом среди погибших от укуса пчел и ос был лишь один профессиональный пчеловод.

Интересно, что, хотя в Австралии большое разнообразие пауков и их укусы отправили в больницы почти 12 000 человек, от этого никто не умер, что ученые относят к успехам медицины. Последний задокументированный случай смерти от укуса паука в Австралии случился в 1999 году.

По мнению ученых, люди недооценивают, насколько опасны могут быть пчелы и осы по сравнению с другими животными. Более 74% людей, которые погибли от змеиных укусов, привезли в госпиталь еще живыми. В то время как в случае смертельных укусов пчел и ос живыми в больницу попали лишь 44% пациентов. Вероятно, пациенты недооценивали опасность и спохватывались только тогда, когда наступал анафилактический шок.

Впрочем, в масштабах мира эти цифры не очень существенны. Так, по данным ВОЗ на 2013 год, ежегодно змеи кусают до пяти миллионов человек в мире, в основном в Африке и Юго-Восточной Азии.

Исследование опубликовано в журнале Internal Medicine Journal.

Анафилактический шок — одно из проявлений аллергии. Читайте на «Чердаке» об изучении учеными МГУ молекул гистамина — основного вещества, запускающего аллергическую реакцию.