Томские ученые создали лазер для анализа газов в атмосфере

Ученые из Томского государственного университета создали лазерную установку для анализа газового состава атмосферы и содержания в ней пыли, микроскопических капель и прочих примесей.
Состав атмосферы ученые анализируют по рассеянию луча лазера. Оно происходит по-разному, в зависимости от тех химических веществ и аэрозольных частиц, которые луч встречает на своем пути.

«Исследуются участки спектра, которые являются наиболее информативными с точки зрения лазерного зондирования. Мы можем определять метеорологические параметры атмосферы (в том числе и дистанционное распределение паров воды), а также газовые компоненты: сильные загрязнители, токсины, взрывчатые или наркотические вещества. И прежде всего, это цианистый водород, метан, углекислый газ», — сказал профессор кафедры управления инновациями ТГУ Олег Романовский, чьи слова приводятся в сообщении университета.

Такой лазер можно использовать для экологического мониторинга, в том числе — контролировать химический состав выбросов крупных промышленных предприятий или следить за составом воздуха при техногенных катастрофах. Лазер, способный выявить следы взрывчатки или наркотиков в воздухе, пригодится для проверки различных грузов — например, багажа в аэропорту.

Измерения концентрации аэрозолей и газовых примесей в атмосфере при помощи лазеров — направление, которое развивается с конца 1960-х годов. Такие измерения требуют существенно меньшей затраты ресурсов, чем непосредственный анализ газов в атмосфере, для проведения которого аппаратуру для химического анализа необходимо поднимать на ту высоту, где, собственно, необходимо провести исследование.

Статья с результатами работы опубликована в журнале Journal of Applied Spectroscopy.