Звезду-гипергигант Эту Киля сфотографировали в максимальном разрешении

Международная команда астрономов с помощью интерферометра Очень большого телескопа (VLT — Very Large Telescope) сфотографировала двойную звезду Эту Киля в максимально возможном на данный момент разрешении и обнаружила новые и неожиданные особенности ее строения.
Эта Киля — двойная звезда-гипергигант в созвездии Киля в 7500 световых годах от Земли. Ее светимость в пять миллионов раз превосходит солнечную. Две звезды Эты Киля движутся вокруг общего центра тяжести по вытянутым эллиптическим орбитам. Основной компонент системы — гипергигант. Это одна из самых больших и неустойчивых известных звезд, и ожидается, что в ближайшие несколько десятков тысячелетий она станет сверхновой.
Астрономы под руководством Герда Вайгелта из Института радиоастрономии Макса Планка сделали в Европейской южной обсерватории уникальный снимок этой звезды, находящейся в созвездии Киля.

Они обнаружили, что в области между двумя звездами сталкиваются звездные ветра с высокой скоростью — до 10 миллионов километров в час. Зона между двумя звездами, где эти ветра сталкиваются, очень турбулентна, но до настоящего момента изучить ее было нельзя. Кроме того, столкновение ветров порождает температуры в миллион градусов Цельсия и интенсивное рентгеновское излучение.

В 1830-х годах на Эте Киля произошло «Большое извержение» — выброс в космическое пространство звездной пыли и энергии. В результате образовалась туманность Гомункул. Из-за нее пространство, где сталкиваются звездные ветра, не было видно. Теперь с помощью нескольких телескопов астрономы смогли разглядеть этот участок звезды и сделали самый четкий на сегодняшний день снимок.

Интерферометр — измерительный прибор, действие которого основано на явлении интерференции, состоит из четырех подвижных телескопов.

В августе астрономы нашли самую далекую нейтронную звезду в галактике Млечный Путь.