Эукариоты вышли из Асгарда

Ученые из Швеции нашли новые данные, которые объясняют происхождение эукариотических организмов.

Все живые существа по современной системе классификации делятся на две группы, или домена, — эукариот и прокариот (не считая вирусов, которых не все относят к живым существам). Клетки эукариот отличаются от прокариот наличием ядра и более сложным устройством. Происхождение эукариот, к которым относятся растения, грибы и животные, не до конца ясно. Существует теория, согласно которой они появились в результате симбиоза двух групп прокариот — архей и бактерий, при этом клетки архей стали «домом» для бактерий-симбионтов, превратившихся в ядро и другие органеллы.

По словам ученых, «прародители эукариот» со стороны бактерий, скорее всего, известны — это представители класса альфа-протеобактерий, которые, например, дали начало митохондриям. Но какие группы архей стали хозяевами для бактерий, до сих пор не выяснено.

Несколько лет назад ученые из Швеции открыли неизвестных ранее архей, которых отнесли к новому типу, названному Lokiarchaeota в честь древнескандинавского бога Локи. В последующие годы шведские ученые и их коллеги из других стран описали новые типы архей, которые назвали Thorarchaeota, Odinarchaeota и Heimdallarchaeota — в честь богов Тора, Одина и Хеймдалля. Типы объединили в новый надтип, который назвали просто — Asgard.

Исследование новых типов архей обнаружило гены, которые ранее считались уникальными для эукариот, в том числе кодирующие белки цитоскелета, белки, необходимые для образования везикул и клеточного транспорта. В целом, как говорят ученые, анализ показал, что геном архей оказался сложнее, чем предполагалось ранее.

Некоторые признаки, которые роднят архей с эукариотами, были известны и раньше. Например, Ignicoccus hospitalis могут изгибать мембрану и образовывать пузырьки, которые нужны для транспорта между внутренней и внешней мембранами. Но, по словам ученых, именно относительно сложный геном надтипа Asgard позволяет проследить, как развивались организмы на пути к эукариотам. Исследователи полагают, что архейным предком эукариот могли быть как раз представители надтипа Asgard.

Исследование описано в журнале Nature.

Испанские ученые ранее попробовали ответить на вопрос, когда же эукариоты приобрели митохондрии в результате симбиоза с бактериями. По данным их исследования, митохондрии появились на самых поздних этапах развития эукариотических клеток.