Божья коровка-арлекин (Harmonia axyridis)Фото: Ger Bosma Photos / Фотодом / Shutterstock

Арлекины двинулись на завоевание России

Судя по встречающимся на божьих коровках-арлекинах паразитам, эти энергичные выходцы с Востока на этот раз попали в нашу страну без всякой помощи биологов. Ранее все попытки заселить в Россию очищенных от паразитов арлекинов кончились полной неудачей, а вот «диким» — всё удается.

Российские ученые из Института проблем экологии и эволюции имени Северцова РАН изучили паразитов опасного инвазивного вида божьих коровок-арлекинов, Harmonia axyridis. В результате удалось установить, что успешное вторжение Harmonia axyridis в Россию в 2010-х годах было не результатом специальных биологических мероприятий, а, напротив, стихийным процессом. Новые данные также указывают на потенциальную опасность паразитов арлекинов для местных российских видов божьих коровок, и cоответствующая статья опубликована в PLoS ONE.

Божья коровка-арлекин — необычный инвазивный вид желтоватой божьей коровки из Восточной Азии, в последние годы ставший источником беспокойства для сотен ученых по всему миру. Причина беспокойства — в невероятно быстром распространении этого вида и том, что он наносит серьезный удар по обычным  божьим коровкам: коровки-пришельцы не просто занимают жизненное пространство, но могут и просто поедать обычных. Кроме того, их отличает ряд черт поведения, делающий этих насекомых не самым приятным соседом людей. Арлекины роятся крупными группами, а осенью, с наступлением холодов, массово залетают в жилища человека, поскольку им там проще перезимовать (жилища теплее улицы). Если человек беспокоит такую божью коровку, она может его укусить, причем в ряде случаев укусы ведут к аллергической реакции.

Чтобы начать успешную борьбу, было бы желательно сперва установить, как именно новый вид попал в новые ареалы обитания — среди них с 2012 года и Россия. Впервые Harmonia axyridis были замечены в России близ города Сочи в 2012 году. Однако почему их вторжение в нашу страну удалось только в 2010-е годы и откуда именно они появились, оставалось до сих пор неясным. Дело в том, что вообще-то коровок-арлекинов завозили на Кавказ с 1927 года, и только в 1980-е там их выпускали сотнями тысяч (в СССР их специально завозили с Дальнего Востока как эффективных борцов с тлей). Однако все попытки преднамеренного внедрения были тщетны — арлекины не выживали, погибая зимой. В 2010-е годы все было наоборот: никаких достоверно известных случаев искусственного выпуска арлекинов не было. Однако после появления первых из них в 2012 году начался быстрой рост численности пришельцев. К 2018 году они распространились от Дагестана до Ставрополья и Краснодарского края.

Авторы новой работы попытались понять источник новой, загадочно успешной экспансии арлекинов. Для этого они изучили паразитов, встречающихся на божьих коровках-арлекинах в дикой природе (213 взрослых особей, собранных в Сочи в 2018 году) и в лабораториях, где их содержат. В итоге выяснилось, что лабораторные экземпляры паразитов практически вовсе не имеют (что и ожидалось). А вот «дикие» арлекины оказались носителями паразитов, которые специфичны именно для этого вида божьей коровки и до сих пор в России не отмечались. В частности, речь идет о грибке Hesperomyces virescens, которым было инфицировано 53 процента изученных «диких» арлекинов.

В итоге авторы пришли к выводу, что, судя по сопутствующим паразитам, вторжение божьих коровок-арлекинов в Россию произошло не только за счет выпуска лабораторных особей, а то и вовсе без участия «лабораторных», благо у них паразитов не бывает. Как минимум значительная часть, если не вообще все пришельцы-арлекины, прибыли сами, без помощи искусственных мероприятий. Возможно, какую-то роль в этом играет глобальное потепление, которое заметно облегчило миграции на север и акклиматизацию там теплолюбивых видов насекомых.

Стоит отметить, что другие виды божьих коровок в принципе могут заражаться паразитами коровок-арлекинов (от самих же арлекинов), причем, судя по опыту США, страдают от них даже больше, чем сами Harmonia axyridis. Это может стать дополнительным фактором, помогающим желтым божьим коровкам распространяться. Поскольку климат в России продолжает улучшаться, можно ожидать продвижения вида-пришельца и севернее южной окраины нашей страны.

Балканский анклав ледниковых бабочек лежит на совести фермеров

В разобщении ареала степной чернушки оказался виновен человек, а не ледники.

Чешские зоологи совместно с исследователями из Германии и России оценили генофонды различных популяций бабочки степной чернушки (Proterebia afra). Они пришли к выводу, что балканские популяции этого вида не так давно постоянно взаимодействовали с бабочками из других частей ареала, а их изоляция произошла по вине человека. Научная статья опубликована в Biological Journal of the Linnean Society.

Степи — обширная природная зона Евразии, существовавшая и во время оледенения континента. Участки степей служили и служат рефугиумами — «убежищами» для видов, на большей части территории обитания которых установились неблагоприятные условия. Тем не менее палеогеография и палеоэкология степей исследована не слишком подробно в отношении таких распространенных беспозвоночных, как бабочки. До настоящего момента генофонд различных популяций в полной мере оценили только у степной бабочки бархатницы русской (Melanargia russiae). Авторы нового исследования взяли в качестве примера распространенную по всей Евразии бабочку из того же семейства бархатниц — чернушку степную (Proterebia afra), чей ареал помимо степей захватывает южные горы. Их целью было определить, насколько генетически далеки одни ее популяции от других и есть ли между ними обмен генами.

Сбор бабочек вели на Балканском полуострове (Греция и Хорватия), в России (Крым, Волгоградская и Саратовская области, Республика Дагестан), в Азербайджане, Иране (горные системы Копетдаг и Эльбурс (Alborz)), Турции, Грузии (Кахетия) и Армении. У всех них сравнивали последовательности нуклеотидов митохондриальной ДНК (а именно гена субъединицы 1 цитохромоксидазы С), ядерной ДНК (гена аргининкиназы) и маркеров по всему геному (полиморфизм длины амплифицированных фрагментов). По результатам сравнения авторы построили древа родства различных популяций чернушек и определили, как давно они были изолированы от других (если были) и с какими соседними популяциями наиболее активно обмениваются генами в настоящий момент. [ ... ]

Пилорыл вырвался в лидеры среди вымирающих

Рыба-пила возглавила список самых угрожаемых видов среди самых эволюционно обособленных

Вчера был опубликован новый список вымирающих животных среди тех, у кого почти нет живых родственных видов, и первое место в нем заняла рыба-пила, или пилорыл.

Пилорыл — это скат, больше похожий на акулу с громадной зазубренной пластиной на морде. Несмотря на свое курьезно-пугающее «рыло», это безобидные для человека рыбы, которые используют свою «пилу» для поиска мелкой живности в песке и рождают живых детенышей, а не откладывают икру. Рыба-пила, которая пережила динозавров, сохранились сейчас только в четырех изолированных популяциях в тропических морях, реках и озерах. Главная угроза для нее — уничтожение человеком среды обитания и вылов ради необычной морды и кожи, из которой раньше даже делали сапоги.

Ученые предложили меры по охране рыбы-пилы, которые включают защиту на национальном уровне, применение запрета СИТЕС, сокращение прилова (неумышленная добыча, попадающая в сети в промышленном рыболовстве), сохранение и восстановление их природных местообитаний.

Рейтинг, в котором «победил» пилорыл, называется EDGE, что значит «Evolutionarily Distinct and Globally Endangered» — перечень самых эволюционно обособленных видов, находящихся на грани вымирания. У таких видов родственников на филогенетическом древе или нет совсем, или очень мало, и сами они близки к исчезновению. Типичные участники рейтинга EDGE — нетривиальные животные, например выхухоль, ехидна, трубкозуб и панголин.

Вид А, например ехидна, более обособлен, чем виды B и C, например крысы или мыши, так как видов ехидн осталось всего четыре, а представителей мышиных — более семисотAglondon / Wikipedia