Археологи вынесли неразграбленный некрополь скифов под Севастополем

Среди «трофеев» — боевой топор, гагатовые бусы, сосуды с едой, фибулы и перстень-печатка из сердолика.

Археологи Крымской новостроечной экспедиции Института археологии РАН (сопровождающей строительство трассы «Таврида») обнаружили в районе Севастополя нетронутый позднескифский могильник II—IV вв.еков нашей эры, названный «Фронтовое 3». Найденные в нем мечи, боевой топор и другое оружие, а также украшения, например перстень со вставкой из сердолика, и предметы быта помогут исследователям восстановить историю Крыма римского периода и воссоздать картину жизни поздних скифов. О находке сообщает поступивший в редакцию пресс-релиз Института археологии РАН.

Найти нетронутый могильник — огромная удача, так как в этом регионе Крыма предыдущие раскопки проводились в основном в 1960—1970 годах. Но тогда найденные могильники не были хорошо исследованы, а сейчас они уже полностью разграблены. В то же время история Крыма в период поздней античности — во время расцвета позднескифской культуры — полна белых пятен, поэтому любые археологические находки этого периода крайне важны.

Исследованная часть могильника. Вид с юга. Фото: пресс-служба Института археологии РАН

Ученые до сих пор не установили, были ли «поздние скифы» прямыми потомками скифов «классических», кочевавших в степях Северного Причерноморья примерно с VII века до нашей эры и оставивших после себя знаменитые курганы. В Крыму скифы контактировали, торговали и воевали с греческими Боспорским и Херсонесским государствами, смешивались с местными варварами и даже занимались земледелием. В итоге бывшие кочевники так изменились, что некоторые современные исследователи стали сомневаться в том, что они являются прямыми потомками кочевых скифов. Чтобы отличить новую культуру, ее назвали позднескифской.

Позднескифское государство первоначально играло заметную роль в истории Крыма. Оно постоянно угрожало Херсонесу и во второй половине II века до нашей эры захватило его территории на северо-западе полуострова. Поздние скифы сражались с понтийским и боспорским царями, а затем и с римлянами. Однако в I веке нашей эры в Крым проникают первые кочевые сарматы, в середине следующего столетия — их новая, более многочисленная волна, а в III веке — готы и аланы. В начале II века нашей эры поздние скифы покидают крымские степи и уходят в более безопасные предгорья, а их государство приходит в упадок.

Некрополь «Фронтовое 3». Фото: пресс-служба Института археологии РАН

Могильник «Фронтовое 3» археологи под руководством доктора исторических наук Сергея Внукова обнаружили в 2018 году на левом берегу реки Бельбек. Могильный комплекс датируется концом II—IV веков нашей эры. Способы захоронения в «Фронтовом 3» и найденные в них предметы указывают на различное культурное влияние: скифское, сарматское, греческое и готское.

Ранние погребения некрополя датируются концом II — первой половиной III века нашей эры. В основном это подбойные могилы, которые состоят из вертикального входного «колодца» и ниши — погребальной камеры, устроенной в одной из стенок. Погребенных укладывали на спине, у головы обычно ставили посуду, стеклянные сосуды, ножи и пищу «в дальнюю дорогу». А вход в камеру замуровывали камнями.

Золотые листья, бисер, застежки-фибулы, пряжки и ожерелье в погребении некрополя «Фронтовое 3». Фото: пресс-служба Института археологии РАН

Нетронутые захоронения позволили точно установить детали погребального обряда. Так, в одном из склепов, где был похоронен взрослый мужчина, возле черепа лежали несколько керамических и один стеклянный сосуд, в миске осталась скорлупа яиц и кости птицы, у правого плеча находился кинжал, с левой стороны у ног — меч. К стене был прислонен щит, от которого сохранились рукоять и умбон — накладка на центральную часть.

Пронизь с подвеской каплевидной формы с сердоликовой вставкой и окантовкой зернью из раннего погребения некрополя «Фронтовое 3». Фото: пресс-служба Института археологии РАН

Женские захоронения отличались от мужских набором предметов. В первых больше украшений: бус, браслетов, серег, а также стеклянные флаконы и пряслица от веретен. Во вторых — в основном оружие и конская узда. В одном из захоронений археологи обнаружили около головы усопшей кувшин, стеклянный бальзамарий (флакон для благовоний), амфору, нож, на груди — ожерелье из стеклянных, гагатовых, янтарных бус, а под ключицей — три золотых лавровых листа. Ученые считают, что они могут быть от греческого золотого погребального венка. В поздних мужских погребениях найдены мечи и кинжалы, а в одной могиле даже боевой топор

Пластинчатые серьги из погребения некрополя «Фронтовое 3». Фото: пресс-служба Института археологии РАН

Среди находок в ранних погребениях археологи особо выделяют перстень с вырезанной вставкой-печаткой из сердолика и золотую пронизь (украшение из бусин, нанизанных на проволоку) с подвеской каплевидной формы и сердоликовой вставкой, окантованной зернью — маленькими украшениями в виде шариков. Ближайшие ее аналоги были найдены в некрополе Херсонеса.

Перстень с вырезанной вставкой-печаткой из сердолика, обнаруженный в раннем погребении некрополя «Фронтовое 3». Фото: пресс-служба Института археологии РАН

Помимо оружия и украшений археологи обнаружили греческую краснолаковую посуду, стеклянные кувшины, множество пряжек и фибул — металлических застежек для одежды. Ученые считают, что коллекция фибул из раскопок «Фронтового 3» — одна из наиболее выразительных как по количеству экземпляров, так и по разнообразию вариантов.

Двучленная лучковая фибула с ремонтированной ножкой из погребения некрополя «Фронтовое 3». Фото: пресс-служба Института археологии РАН

«В ходе раскопок исследовано более 100 погребений, собрано более 1300 находок. Могильник представляет исключительный интерес для изучения культуры ближайших соседей Херсонеса. Раскопки могильника „Фронтовое 3“ — яркий пример успешной организации спасательных археологических исследований на больших новостройках Крыма, свидетельство ответственного отношения к сохранению наследия при реализации крупных строительных проектов», — отмечает Сергей Внуков, слова которого приводятся в сообщении.

Крымская новостроечная экспедиция началась весной 2017 года. Эти раскопки стали крупнейшими в истории Крыма: ученые из основных археологических центров страны обследовали почти 300-километровый участок будущей трассы, пересекающей полуостров с востока на запад, и обнаружили более чем 90 памятников истории — от эпохи мезолита до XIX века.

Груша и зубы позволили физикам помочь археологам

С помощью новейшего ускорительного масс-спектрометра им удалось точно датировать находки Закубанской археологической экспедиции.

Ученые из Института ядерной физики им. Г.И. Будкера Сибирского отделения РАН (ИЯФ СО РАН) и Новосибирского государственного университета (НГУ) определили возраст археологических находок, обнаруженных Закубанской экспедицией Государственного Эрмитажа в скальном навесе на ручье Мешоко. Они провели радиоуглеродный анализ образцов, среди которых были плоды дикой груши и зубы свиньи, на единственном в России ускорительном масс-спектрометре (УМС) в Новосибирске. Оказалось, что эти находки принадлежат к эпохе ранней бронзы, то есть им около 5500 лет, сообщает сайт Института ядерной физики им. Г.И. Будкера.

В ряде случаев датировать археологические находки обычным радиоуглеродным анализом невозможно — например, если в них сохранилось очень мало исходного углерода. Однако метод ускорительной спектрометрии значительно упрощает ситуацию. При его использовании нужно гораздо меньше исходного вещества. В ходе анализа на единственной в России установке ускорительной масс-спектрометрии грушу и зубы свиньи поместили в специальный барабан. Его равномерно прокручивали в ускорителе в течение восьми часов, на протяжении всего этого времени цезий выбивал из анализируемых образцов ионы углерода.

Затем ионы проходили через линии электромагнитного поля. Они отклоняли все «посторонние» ионы углерода, не относящиеся к радиоактивному углероду-14. После чего пучок «правильных» изотопов ускорялся и попадал в систему детекторов, которая окончательно очищала его от «мусора» — ионов, которые рассеялись на атомах остаточного газа в самой установке. На выходе был получен уже практически идеальный углерод-14. Его направляли в специальный спектрометр для финального поштучного подсчета атомов нужных изотопов.

Несмотря на всю сложность подготовительного этапа, исходного вещества (кусочка кости, древесины или, например, угля) нужно совсем немного. Для того чтобы сделать несколько проб (кроме основной обязательно производятся контрольные — для проверки результатов), хватает одного грамма образца, что немыслимо для других технологий радиоуглеродного анализа. [ ... ]

Российские археологи впервые нашли древнегреческую кифару

Находка уникальна не только для нашей страны, где она была сделана, но и для всей мировой археологии.

Экспедиция Института археологии РАН в сезоне раскопок 2018 года продолжила исследования некрополя на юго-западе Таманского полуострова. В новом сезоне раскопок ученым удалось обнаружить чрезвычайно редкие предметы — арфу и кифару IV—V веков до нашей эры. Ранее здесь же была обнаружена «Гермиона» — особый тип греческого бронзового шлема. О находке сообщает пресс-релиз Института археологии РАН, поступивший в распоряжение редакции.

Хотя арфы и лиры (кифара — одна из их разновидностей) играли исключительно большую роль в музыкальной культуре Древней Греции, находки их чрезвычайно редки. Известна лишь одна арфа конца V века до нашей эры, найденная в одном из некрополей Афин. Лира известна лишь по захоронению в Таранте — колонии выходцев из Спарты в Южной Италии, да и там речь идет лишь об отдельных ее деталях, по которым трудно даже понять, к какому именно типу она относилась. Находки в Тамани включают остатки сломанной арфы треугольной формы из захоронения IV века до нашей эры, а также детали кифары из погребения, датируемого V веком до нашей эры. Арфа сохранилась исключительно хорошо — и костяная основа, и крепящиеся на нее бронзовые колки со струнами. По числу колков археологи предполагают, что на арфе было 30 струн.

В ходе погребения в Древней Греции и ее колониях в могилу укладывали не обычный рабочий музыкальный инструмент, а предварительно и намеренно сломанный, чтобы он мог служить своему владельцу и в царстве мертвых. Арфа имела для Эллады исключительное культурное значение. Вопреки более ранним представлениям, этот инструмент, скорее всего, вовсе не был ввезен сюда с Древнего Востока. Сегодня известны кикладские статуэтки из мрамора, изображающие сидящего арфиста, которым 4300—4800 лет. Таким образом, арфа появилась в Греции еще до прихода туда ахейцев, и тем более — дорийцев. Это значит, что инструмент этот в Греции распространен с доиндоевропейских времен и является древнейшим из известных для этого региона.

Кикладский арфист. Фото предоставлено пресс-службой Института археологии РАН

Итальянцы строили русские храмы уже в XII веке

Археологи узнали, откуда именно прибыли итальянские мастера, построившие церковь Рождества Богородицы во Владимирском княжестве.

Ученые из Института археологии РАН при содействии Владимиро-Суздальского музея-заповедника завершили раскопки в церкви Рождества Богородицы XII века в Боголюбово (Владимирская область). Новые данные показали, что в складывании владимиро-суздальской архитектуры большую роль сыграли мастера из Северной Италии. Об этом сообщает поступивший в редакцию пресс-релиз Института археологии РАН.

Андрей Боголюбский, внук Владимира Мономаха и сын Юрия Долгорукого, в 1157 году стал великим князем Владимирским. При нем Владимиро-Суздальская земля стала сильнейшим русским княжеством, в котором шло крайне интенсивное строительство. Он же перенес так называемую Владимирскую икону Божьей Матери из Киева во владимирскую землю. Предание утверждает, что во время путешествия князя с чудотворной иконой произошло чудо: лошади встали и их нельзя было сдвинуть. Князь Андрей Юрьевич начал молиться, и ему явилась Богородица, повелевшая оставить ее образ во Владимире. В историографии принято считать эту легенду попыткой обоснования переноса важнейшей святыни из былого центра Руси в новый, которым Андрей Боголюбский хотел сделать Владимиро-Суздальскую землю.

Согласно преданию, на месте чуда князь Андрей основал город, который стал его резиденцией и получил название Боголюбово, а сам князь — прозвище Боголюбский. Там же был, примерно в 1150-х годах, построен и Храм Рождества Богородицы, игравший важную роль в складывании Северо-Восточной Руси в качестве нового центра силы в политическом ландшафте страны.

С 2015 года сотрудники Института археологии раскапывали ранее неизвестные части этой постройки, среди которых — северный портал, основание угловой колонки лестничной башни, а также обследовали ленточные фундаменты внутри храма и сделали обмер основания круглого подкупольного столба. Эти исследования дали новый взгляд на архитектуру Боголюбова: выяснилось, что северный портал был похожим на западный и южный, однако у колонок лестничной башни были базы с так называемыми «когтями» (или «листьями»), но не было профилированного цоколя. При этом цоколь храма, одинаковый на западном и северном фасадах, имел сложные обломы. [ ... ]