Археологи вынесли неразграбленный некрополь скифов под Севастополем

Среди «трофеев» — боевой топор, гагатовые бусы, сосуды с едой, фибулы и перстень-печатка из сердолика.

Археологи Крымской новостроечной экспедиции Института археологии РАН (сопровождающей строительство трассы «Таврида») обнаружили в районе Севастополя нетронутый позднескифский могильник II—IV вв.еков нашей эры, названный «Фронтовое 3». Найденные в нем мечи, боевой топор и другое оружие, а также украшения, например перстень со вставкой из сердолика, и предметы быта помогут исследователям восстановить историю Крыма римского периода и воссоздать картину жизни поздних скифов. О находке сообщает поступивший в редакцию пресс-релиз Института археологии РАН.

Найти нетронутый могильник — огромная удача, так как в этом регионе Крыма предыдущие раскопки проводились в основном в 1960—1970 годах. Но тогда найденные могильники не были хорошо исследованы, а сейчас они уже полностью разграблены. В то же время история Крыма в период поздней античности — во время расцвета позднескифской культуры — полна белых пятен, поэтому любые археологические находки этого периода крайне важны.

Исследованная часть могильника. Вид с юга. Фото: пресс-служба Института археологии РАН

Ученые до сих пор не установили, были ли «поздние скифы» прямыми потомками скифов «классических», кочевавших в степях Северного Причерноморья примерно с VII века до нашей эры и оставивших после себя знаменитые курганы. В Крыму скифы контактировали, торговали и воевали с греческими Боспорским и Херсонесским государствами, смешивались с местными варварами и даже занимались земледелием. В итоге бывшие кочевники так изменились, что некоторые современные исследователи стали сомневаться в том, что они являются прямыми потомками кочевых скифов. Чтобы отличить новую культуру, ее назвали позднескифской.

Позднескифское государство первоначально играло заметную роль в истории Крыма. Оно постоянно угрожало Херсонесу и во второй половине II века до нашей эры захватило его территории на северо-западе полуострова. Поздние скифы сражались с понтийским и боспорским царями, а затем и с римлянами. Однако в I веке нашей эры в Крым проникают первые кочевые сарматы, в середине следующего столетия — их новая, более многочисленная волна, а в III веке — готы и аланы. В начале II века нашей эры поздние скифы покидают крымские степи и уходят в более безопасные предгорья, а их государство приходит в упадок.

Некрополь «Фронтовое 3». Фото: пресс-служба Института археологии РАН

Могильник «Фронтовое 3» археологи под руководством доктора исторических наук Сергея Внукова обнаружили в 2018 году на левом берегу реки Бельбек. Могильный комплекс датируется концом II—IV веков нашей эры. Способы захоронения в «Фронтовом 3» и найденные в них предметы указывают на различное культурное влияние: скифское, сарматское, греческое и готское.

Ранние погребения некрополя датируются концом II — первой половиной III века нашей эры. В основном это подбойные могилы, которые состоят из вертикального входного «колодца» и ниши — погребальной камеры, устроенной в одной из стенок. Погребенных укладывали на спине, у головы обычно ставили посуду, стеклянные сосуды, ножи и пищу «в дальнюю дорогу». А вход в камеру замуровывали камнями.

Золотые листья, бисер, застежки-фибулы, пряжки и ожерелье в погребении некрополя «Фронтовое 3». Фото: пресс-служба Института археологии РАН

Нетронутые захоронения позволили точно установить детали погребального обряда. Так, в одном из склепов, где был похоронен взрослый мужчина, возле черепа лежали несколько керамических и один стеклянный сосуд, в миске осталась скорлупа яиц и кости птицы, у правого плеча находился кинжал, с левой стороны у ног — меч. К стене был прислонен щит, от которого сохранились рукоять и умбон — накладка на центральную часть.

Пронизь с подвеской каплевидной формы с сердоликовой вставкой и окантовкой зернью из раннего погребения некрополя «Фронтовое 3». Фото: пресс-служба Института археологии РАН

Женские захоронения отличались от мужских набором предметов. В первых больше украшений: бус, браслетов, серег, а также стеклянные флаконы и пряслица от веретен. Во вторых — в основном оружие и конская узда. В одном из захоронений археологи обнаружили около головы усопшей кувшин, стеклянный бальзамарий (флакон для благовоний), амфору, нож, на груди — ожерелье из стеклянных, гагатовых, янтарных бус, а под ключицей — три золотых лавровых листа. Ученые считают, что они могут быть от греческого золотого погребального венка. В поздних мужских погребениях найдены мечи и кинжалы, а в одной могиле даже боевой топор

Пластинчатые серьги из погребения некрополя «Фронтовое 3». Фото: пресс-служба Института археологии РАН

Среди находок в ранних погребениях археологи особо выделяют перстень с вырезанной вставкой-печаткой из сердолика и золотую пронизь (украшение из бусин, нанизанных на проволоку) с подвеской каплевидной формы и сердоликовой вставкой, окантованной зернью — маленькими украшениями в виде шариков. Ближайшие ее аналоги были найдены в некрополе Херсонеса.

Перстень с вырезанной вставкой-печаткой из сердолика, обнаруженный в раннем погребении некрополя «Фронтовое 3». Фото: пресс-служба Института археологии РАН

Помимо оружия и украшений археологи обнаружили греческую краснолаковую посуду, стеклянные кувшины, множество пряжек и фибул — металлических застежек для одежды. Ученые считают, что коллекция фибул из раскопок «Фронтового 3» — одна из наиболее выразительных как по количеству экземпляров, так и по разнообразию вариантов.

Двучленная лучковая фибула с ремонтированной ножкой из погребения некрополя «Фронтовое 3». Фото: пресс-служба Института археологии РАН

«В ходе раскопок исследовано более 100 погребений, собрано более 1300 находок. Могильник представляет исключительный интерес для изучения культуры ближайших соседей Херсонеса. Раскопки могильника „Фронтовое 3“ — яркий пример успешной организации спасательных археологических исследований на больших новостройках Крыма, свидетельство ответственного отношения к сохранению наследия при реализации крупных строительных проектов», — отмечает Сергей Внуков, слова которого приводятся в сообщении.

Крымская новостроечная экспедиция началась весной 2017 года. Эти раскопки стали крупнейшими в истории Крыма: ученые из основных археологических центров страны обследовали почти 300-километровый участок будущей трассы, пересекающей полуостров с востока на запад, и обнаружили более чем 90 памятников истории — от эпохи мезолита до XIX века.

Секс с койотами заразил ездовых собак венерическим раком

Трансмиссивная венерическая опухоль собак оказалась «живым ископаемым», помогающим понять эволюцию рака.

Группа ученых из России, Китая, Ирана, Швеции и США провела анализ геномов доисторических и современных собак, а также близких к ним видов и выявила происхождение одного из заболеваний этих животных — трансмиссивной венерической опухоли (canine transmissive venereal tumor, CTVT). По всей видимости, сначала ей заразились ездовые собаки арктических зон Северной Америки или Дальнего Востока от местных койотов. Препринт научной статьи находится на сервере biorXiv.

Трансмиссивная венерическая опухоль передается половым путем и поражает наружные половые органы собак, реже — нос и другие участки морды. Она не очень агрессивна, и от нее довольно часто можно избавиться с помощью химиотерапии. Наиболее интересно в этих опухолях то, что они, по сути, представляют собой наиболее долгоживущий из известных аллотрансплантатов — фрагментов тканей или органов, пересаженных от одного представителя вида другому. Геном клеток в составе CTVT отличается от генома прочих клеток организма пораженного животного. А поскольку подобные опухоли возникают и у других видов псовых, вероятно, они существовали и до одомашнивания собак и передались последним от какого-то дикого животного.

Чтобы проверить это предположение, авторы статьи сравнили полные геномы клеток трансмиссивных венерических опухолей 169 особей: древних собак (ДНК выделяли из их останков), собак современных пород, обыкновенных волков, койотов и обыкновенных шакалов. Анализ небольших различий в генах клеток CTVT размером в один нуклеотид (однонуклеотидных полиморфизмов) позволил понять, какой из известных вариантов геномов таких опухолей наиболее древний. По всей видимости, трансмиссивными венерическими опухолями собак впервые заразились ездовые животные, обитавшие в Арктике. Геномы их клеток CTVT в наибольшей степени напоминали геномы клеток аналогичных опухолей у койотов.

Поскольку в дикой природе койоты обитают только в Северной Америке, ученые предположили, что трансмиссивные венерические опухоли поразили именно североамериканских ездовых собак. Однако есть и альтернативная версия. Дело в том, что между генами клеток CTVT, вошедших в анализ собак (в том числе древних) и койотов, все же существуют немалые различия. Скорее всего, прямых потомков той популяции ездовых собак, которым трансмиссивные опухоли передались от койотов, уже не существует. Поэтому есть вероятность, что первыми CTVT заразились дальневосточные собаки — еще в то время, когда между Северной Америкой и Евразией существовал Берингов перешеек (10 000 лет назад и более). Возможно, койоты и собаки двух ныне разделенных континентов переходили с материка на материк, распространяя венерические опухоли. [ ... ]

Водоросль спирогира захватывает Байкал

Исследования прибрежной зоны озера не показали никаких улучшений ситуации с этой водорослью.

Специалисты из Лимнологического института Сибирского отделения РАН (ЛИН СО РАН) под руководством Игоря Ханаева провели полевую экспедицию, чтобы выяснить состояние прибрежной зоны Байкала. Ученые собрали материал на станциях многолетнего наблюдения в районах антропогенного воздействия около города Байкальск и на междисциплинарном полигоне на мысе Березовый. Во всех районах отмечены большие количества водоросли спирогира, сообщает журнал «Экология и Жизнь».

Спирогира (Spyrogyra) — род нитчатых харофитовых водорослей, широко распространенный в пресных водах. В Байкале спирогиры живут давно, но никогда не были доминантым видом — как правило они встречались только в мелководных, хорошо прогреваемых бухтах. Массовое распространение спирогиры началось в этом озере около десяти лет назад. Ученые из ЛИН СО РАН показали, что спирогира разрастается в местах повышенной концентрации биогенных элементов (в основном азота и фосфора в виде нитратов и фосфатов), вызванной сбросом неочищенных сточных вод.

Разрастание спирогиры создает массу проблем: она не только угрожает другим водорослям и моллюскам-гастроподам в водах Байкала, но и «атакует» прибрежную зону, которая регулярно покрывается слоем отмерших водорослей. Следует отметить, что само что по себе выбрасывание водорослей на берег — нормальный процесс. Так завершается вегетационный сезон многих озерных водорослей — их можно сравнить с отработанным фильтром, который Байкал регулярно меняет. Однако, когда выброшенных водорослей становится очень много, они начинают создавать опасность для прибрежных животных и даже человека.

В июне 2018 года ученые из ЛИН СО РАН вновь отправились в экспедицию, чтобы выяснить, как развивается ситуация со спирогирой на Байкале. Оказалось, что на трех участках озера, как и в прошлые годы, происходит круглогодичная вегетация этой водоросли. За период наблюдений (2013—2018 годы) никаких улучшений здесь не обнаружено. Более того, обильные заросли спирогиры начали появляться в прибрежной зоне возле поселка Большое Голоустное не только в сентябре, но и в июне. В Лиственничном заливе, напротив поселка Листвянка, мелководье покрыто зеленой вязкой субстанцией. Судя по всему, речь идет о «цветении» нитчатых водорослей и цианобактерий. [ ... ]

Невесомость помогла создать новый метод 3D-печати

Подвешивание печатаемой «живой» ткани в магнитном поле позволит отказаться как от каркасов, так и от магнитных меток-наночастиц.

Ученые из компании 3D BioprintingSolutions совместно с российскими и зарубежными коллегами разработали новый метод биопечати — без каркасов и магнитных меток. Разработка стала возможной благодаря исследованиям Объединенного института высоких температур РАН (ОИВТ РАН) магнитной левитации в условиях невесомости. В перспективе разработка поможет создавать чувствительные к радиации биологические конструкции и восстанавливать поврежденные ткани и органы человека. Соответствующая статья опубликована в Biofabrication. В основу технологии легли результаты экспериментальных исследований, поддержанные грантом Российского научного фонда (РНФ).

Большинство методов трехмерной биопечати использует каркас, на который слой за слоем наносятся клетки биологической ткани. Полученный «скелет» объемного материала затем отправляется в инкубатор, где продолжается его выращивание. Если же попытаться обойтись без каркаса, то необходимо использовать магнитные метки-наночастицы. Они нужны, чтобы помечать клеточный материал и направлять его в нужное место с помощью магнитных полей.

Авторы новой работы решили отказаться от обоих способов. Ранее, в 2010—2017 годах, на борту российского сегмента МКС был проведен цикл уникальных экспериментов на установке «Кулоновский кристалл». В ней электромагнит создавал специфическое неоднородное магнитное поле, где в невесомости могли формироваться структуры из диамагнитных частиц (так называют частицы, намагничивающиеся против направления прилагаемого к ним магнитного поля).

Схема экспериментальной установки с ловушкой «магнитная яма» для удержания биообъектов. Источник: Vladislav A Parfenov et al. / Biofabrication