Один из роботизированных датчиков проекта «Арго» в океанеTeam Foncia / Argo

Мировой океан нагревается быстрее, чем прежде считали специалисты МГЭИК

К такому выводу пришли участники проекта «Арго», который измерял температуру океана при помощи тысяч датчиков, раскиданных по всем четырем океанам планеты

Новые данные, полученные четырьмя исследовательскими группами, показали, что Мировой океан нагревается даже быстрее, чем прогнозировалось в последнем оценочном докладе Межгосударственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК).

Нагревание Мирового океана — критически важный параметр глобального изменения климата, потому что 93% солнечной энергии, задержанной парниковыми газами, аккумулируется именно в океане.

В 2013 году Межправительственная группа экспертов по изменению климата опубликовала Пятый оценочный доклад, в котором давала пять возможных временных промежутков накопления тепла в верхних 700 метрах океана, основанных на пяти разных способах обработки данных. С тех пор ученые корректировали эти прогнозы, но методы коррекции основывались на разных предположениях об источниках ошибок, соответственно, и результаты корректировки получались разными.

Теперь четыре исследовательские группы из Китая и Америки решили проверить эти прогнозы новыми методами: используя спутниковые наблюдения и компьютерное моделирование, измеряя содержание в океане кислорода и углекислого газа, а также используя данные сети мониторинга «Арго».

Источник: argo.ucsd.edu

«Арго» — это 4000 дрейфующих по всем четырем океанам автономных буев. Их достоинство в том, что они могут нырять на глубину 2000 метров, измерять там температуру, соленость, кислотность и другие характеристики воды и всплывать на поверхность. Эта флотилия дала ученым надежные и согласующиеся между собой данные о нагревании океана с середины 2000-х годов. До появления «Арго» данные об океанской температуре невозможно было собирать так систематично.

Расположение датчиков «Арго» по земному шару на декабрь 2016 годаИсточник: argo.ucsd.edu

Результаты исследований, опубликованные в Science, показали, что Мировой океан весьма последовательно нагревается как минимум с конца 1950-х годов, а темпы нагрева в 1971—2010 годах были даже выше, чем утверждалось в Пятом оценочном докладе. Так что частые в последнее десятилетия заявления о замедлении или перерыве в глобальном изменении климата не обоснованы.

Новая модель показывает, что при сценарии «business as usual» — т.е. никаких усилий по уменьшению количества парниковых газов человечество прикладывать не будет — температура верхних двух километров Мирового океана поднимется на 0,78 градуса Цельсия к концу столетия. Тепловое расширение из-за такого повышения температуры поднимет уровень моря на 30 сантиметров, а он и так будет к тому времени выше, чем сейчас, из-за таяния ледников. Более теплые океаны грозят также сильными штормами, ураганами и экстремальными осадками.

Чем обернется такое нагревание океанов для человечества, предсказать трудно, но нам уже известно, что изменение климата способно было привести в упадок целые цивилизации в прошлом и повышает смертность в настоящем.

За полвека сила морских волн выросла на 1 КВт/м. Всему виной глобальное потепление

Верхние слои океана нагреваются, ветер над ними усиливается — и гонит волны со все возрастающей силой

Ученые из США и Испании выяснили, что с каждым годом океанические волны становятся все выше и сильнее. Причина этого явления в постепенном нагреве поверхности океана, которое происходит из-за глобального изменения климата.

Авторов статьи интересовала связь между изменением климата, потеплением Мирового океана и энергией волн. «Последствия изменения климата будут особенно заметны на побережье, где люди встречаются с океаном», — пишут авторы во вступлении к своей работе. Волны, создаваемые ветром, формируют береговую линию, определяют силу эрозии берега. То, как изменится сила волн, определяет условия, в которых будут жить люди в городах в прибрежной зоне в условиях продолжающегося потепления.

Энергия волн океана — параметр, измеряемый в киловаттах на метр, и применяемый, например, в альтернативной энергетике. Чтобы рассчитать энергию волны, необходимо знать ее высоту. Ученые использовали данные спутниковых наблюдений (например, со спутника GEOSAT) и волномерных буев и построили модель изменения энергии за период с 1948 по 2008 год.

Средняя энергия волн за период c 1948 по 2015 год, рассчитанная для Мирового океана и для океанов по отдельности Nature / https://doi.org/10.1038/s41467-018-08066-0 / CC BY 4.0

Модель показала, что с 1948 года энергия волн растет примерно на 0,4% в год и выросла примерно на 1 кВт/м за последние 60 лет (средняя энергия океанических волн — примерно 15 кВт/м). Ученые сравнили свои результаты с данными о росте температуры поверхности моря и обнаружили корреляцию между двумя этими параметрами. По их мнению, нагревание Мирового океана приводит к повышению скорости ветров — они ссылаются на исследование 2016 года, которое показало, что скорость ветров за период с 1988 по 2011 год по всему миру растет примерно на 1% ежегодно, а это, в свою очередь, делает волны сильнее и выше. [ ... ]

Мертвая особь Eretmoptera murphyiSondre Dahle, NTNU Museum of Natural History and Archaeology

Комар-иммигрант работает дождевым червем в Антарктиде

Занесенный учеными на один из антарктических островов инвазивный вид перерабатывает мхи и торф в почву

Ученые из Бирмингемского университета представили на ежегодном собрании Британского экологического общества результаты изучения инвазии комара Eretmoptera murphyi. Насекомое, захватившее Сигни, один из антарктических островов, ест торф и делает из него почву. Захватчик уже размножился так сильно, что его биомасса стала больше биомассы местных членистоногих в пять раз.

E. murphyi — это мелкий, едва ли 2 мм в длину, комар, который приходится родственником нашим комарам-звонцам. Взрослый E. murphyi не ест вообще ничего, а будучи личинкой, живет в земле и ест мертвые остатки растений. Раньше он жил только на британском острове Южная Георгия, в 750 км севернее, но в 1984 году комара нашли на острове Сигни, где нет ничего, кроме британской исследовательской станции. Возле станции его и нашли.

Исследовательская станция СигниBen Tullis / Wikimedia commons

По мнению ученых, насекомое попало на Сигни из-за экспериментов по интродукции растений, которые проводили там в конце 60-х годов британские ученые. Видимо, личинок комара занесли тогда вместе с почвой. За прошедшие годы в отсутствие конкурентов и хищников комар очень размножился: в одном квадратном метре грунта живет сейчас в среднем 21 тысяча личинок, которые едят мертвые растения, мох и торф, перерабатывая их и создавая почву, причем делает это очень эффективно. По оценкам ученых, почвенные клещи и коллемболы перерабатывают только 7 граммов сухой массы на квадратный метр, а инвазивный комар — 67.

Читайте также: Пирующие на беззащитной чужбине. Какими биологическими последствиями опасна глобализация? [ ... ]