Ученые создали эффективный антибиотик против устойчивых бактерий

Биологи из Университета Иллинойса создали антибиотик, который показывает высокую эффективность против бактерий, ранее устойчивых к медицинским препаратам.

История борьбы человечества с опасными бактериями с помощью антибиотиков насчитывает почти столетие, начиная с 1929 года, когда был открыт пенициллин. За это время бактерии показали чудеса приспособляемости и выживания в ответ на создание учеными все новых и новых антибактериальных препаратов. Одним из факторов, затрудняющих борьбу с бактериями, является их умение обмениваться генами, которые отвечают за резистентность (устойчивость) к антибиотикам. Не случайно в 2016 году ВОЗ признала устойчивость бактерий к антибиотикам одной из наиболее серьезных угроз для здоровья человечества.

Если с грамположительными бактериями медикам и ученым удавалось довольно успешно бороться, то с грамотрицательными патогенами дело обстояло не так благополучно. К грамотрицательным бактериям относятся патогенные штаммы Escherichia coli, Acinetobacter, Klebsiella и Pseudomonas aureginosa, все из которых, по данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (США), становятся все более устойчивыми к большинству доступных антибиотиков. Трудность в борьбе с ними заключается в том, что грамотрицательные бактерии имеют труднопроницаемую для медицинских препаратов клеточную мембрану. В новой работе американские биологи решили эту давнюю проблему.

Ученым было известно, что эффективный препарат против грамотрицательных патогенов должен в своей структуре содержать амин — органическое соединение, которое может проникать сквозь бактериальную мембрану. Посредством испытаний исследователи вывели три ключевых качества, необходимых для эффективного антибиотика. Чтобы попасть внутрь бактерии, соединение должно иметь амин, который не мешает другим молекулярным компонентам, оно должно быть достаточно жестким, чтобы не «застрять» в порах мембраны, и у него должна быть «низкая глобулярность», то есть молекула нового препарата должна быть плоской. Исследователи проделали громадный объем работы по синтезу новых соединений, протестировав против бактерий в общей сложности около 600 препаратов.

В итоге им удалось создать новое эффективное химическое соединение, соединив аминогруппу и деоксинибомицин — химическое вещество, созданное еще в 1960 году. Это вещество подходило по всем параметрам: оно является мощным «убийцей» грамположительных бактерий и имеет другие нужные свойства — жесткость и низкую глобулярность. После добавления амина деоксинибомицин превратился в антибиотик широкого спектра, который получил название 6DNM-амин.

Как сообщают ученые, теперь им понятны принципы создания препаратов, способных проникать внутрь ранее труднодоступной бактериальной клетки.

Исследование опубликовано в журнале Nature.

Ранее ученые выяснили, почему стафилококк так устойчив к антибиотикам.