Ученые выяснили, что пожилой возраст отца вредит его детям

Группа британских ученых под руководством российского эволюциониста Георгия Базыкина из Института проблем передачи информации доказала, что родительский возраст влияет на здоровье и репродукцию наследников.

Благодаря записям в церковных книгах, сделанным в период между 1688 и 1899 годами, ученые проанализировали родословные нескольких поколений финских семей и выяснили: финны, чьи отцы, деды и прадеды производили на свет потомков, будучи в возрасте до 30 лет, примерно на 13% чаще доживали до совершеннолетия, нежели потомки тех мужчин, которые становились отцами после 40 лет. Начиная с 20 лет каждый год жизни родителя, прожитый им до зачатия ребенка, повышал риск смертности наследников на 1%.

Полученные результаты в очередной раз подтверждают гипотезу о том, что с возрастом в мужских половых клетках — предшественниках сперматозоидов — накапливаются мутации, передающиеся по наследству. Ученым известно, что мужчины, поздно ставшие отцами, передают детям больше мутаций. Кроме того, выяснилось, что женщины реже вступали в брак, если их предки-мужчины становились отцами после 30 лет. Однако данный факт может быть обусловлен социально-экономическими факторами.

«В современном обществе часто принято оттягивать рождение детей до зрелого возраста. В нашей с британскими коллегами работе впервые с привлечением большого материала показано, что для жизнеспособности потомка важно, в каком возрасте его родил отец, его отца — дед, а деда — прадед, — рассказал руководитель исследования Георгий Базыкин. — Возможно, этот эффект имеет генетическую природу: приспособленность снижается из-за накопления мутаций в течение нескольких поколений. Однако у людей, живших сотни лет назад, сложно разделить генетические и социальные предпосылки описанных феноменов. Для окончательного ответа необходимы генетические исследования современных людей». Подробнее ознакомиться с выводами ученых можно в журнале

PLoS ONE

.

Генетики из МГУ открыли новый механизм починки ДНК

Профессор Василий Студитский, лауреат мегагранта из МГУ, и его коллеги открыли новый механизм починки ДНК, который в перспективе поможет не только лечить, но и предотвращать тяжелые нейродегенеративные заболевания, например болезнь Альцгеймера.

Статья, раскрывающая новый механизм репарации — «починки» — ДНК, опубликована в научном журнале

Science Advances

.

ДНК у высших организмов (в том числе человека) — это двойная спираль длиной около двух метров, упакованная, как нить на катушке, на нуклеосому. Таким образом, очень длинная цепь умещается в микроскопическом клеточном ядре, но значительные ее участки недоступны для ферментов репарации — белков-«ремонтников». А повреждение ДНК ведет к ряду заболеваний (и в конечно итоге — к смерти), в том числе нейродегенеративным, например болезни Альцгеймера. [ ... ]

Ученые переписали генетическую карту Европы

Исследователи из МГУ вместе с зарубежными коллегами выяснили, что европейцы стали устойчивыми к лактозе позже, чем считалось, а современная демографическая структура населения Евразии была сформирована в результате миграций бронзового века.

Бронзовый век в Евразии, продолжавшийся примерно с 3000 по 1000 годы до нашей эры, был периодом серьезных культурных изменений, происходивших с различными популяциями людей, однако специалисты до сих пор спорят, явились ли эти изменения результатом обмена идеями или следствием человеческих миграций.

Российские ученые в составе международной команды специалистов изучили этот вопрос, применив усовершенствованные методы исследования геномов представителей древних культур по всей Европе. Результаты работы были

опубликованы

в журнале [ ... ]

Российские биологи выяснили, что сперматозоиды передают «ген порядка»

Ученые из Института цитологии и генетики СО РАН с помощью новой технологии изучили пространственную организацию генома зрелых сперматозоидов мыши.

Исследование проводилось с помощью технологии Hi-C, которая определяет, как взаимодействуют друг с другом отдельные участки хроматина (ДНК, связанной со структурными белками). Выяснилось, что геном сперматозоида организован почти так же, как и у остальных клеток, говорится в

сообщении

пресс-службы института. Как полагают авторы, их результаты доказывают, что сперматозоиды передают не только собственно генетическую информацию, но и сведения о трехмерной укладке молекулы ДНК — своеобразный «ген порядка» (хотя речь, разумеется, не о настоящих генах).

Долгое время считалось, что нити ДНК в ядре перепутаны так же, как, например, провода от наушников в кармане. Однако в последние годы выяснилось, что это не так и ДНК упорядочена в сложные трехмерные структуры, которые на первый взгляд кажутся хаотическими. [ ... ]