Анализ крови помогает оценить риск смерти в ближайшие 14 лет

Ученые показали, что определенный биомаркер в крови показывает риск хронических воспалений и некоторых инфекционных заболеваний и сохраняется в течение десяти лет.
Статья с описанием исследования, выполненного группой европейских ученых, опубликована в журнале Cell Systems.

Целью работы было обнаружение биологических путей, ассоциированных с биомаркером GlycA, для которого ранее была показана связь с риском смерти от любых причин. Ученые анализировали медицинские записи более 10 тысяч пациентов и их так называемые «омиксные» данные — информацию о полном наборе молекул определенного класса (белков, РНК и пр.) в клетках организма.

Результаты показали, что у относительно здоровых людей повышенный уровень GlycA соответствовал возросшему содержанию в крови цитокинов — небольших белков, играющих важную роль в функционировании иммунной системы. Одновременно с этим увеличивалось количество нейтрофилов — иммунных клеток, защищающих организм от бактериальных и грибковых инфекций. Также на основе «омиксных» данных был обнаружен участок генома, отвечающий за врожденный иммунный ответ и активно «считываемый» при повышении уровня биомаркера. Вместе эти результаты указывают на не очень сильное хроническое воспаление, которое в дальнейшем может перерасти в более интенсивную фазу.

Параллельно был проведен анализ медицинских записей об инфекциях, связанных с госпитализацией и смертностью. Он показал, что увеличение содержания GlycA повышало долгосрочный риск некоторых нелокализованных и респираторных (поражающих дыхательные пути) инфекций, в частности пневмонии и сепсиса.

Данное исследование, по мнению его авторов, показывает эффективность комплексного подхода с использованием современных «омиксных» технологий и медицинских данных.