Анализ крови выявил половое неравенство среди змей

Возможно, самцы узорчатого полоза на территории Оренбургской области чаще несут в себе паразитов, чем самки того же вида.

Ученые из Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Института экологии Волжского бассейна РАН и Института степи УрО РАН исследовали состав крови узорчатого полоза (Elaphe dione) — редкого в России вида змей. Они выяснили, что узорчатые полозы, обитающие в заповеднике «Оренбургский», активно реагируют на изменение параметров внешней среды и особи разных полов делают это неодинаково. Научная статья опубликована в журнале «Nature Conservation Research. Заповедная наука».

Узорчатый полоз — довольно распространенная в Евразии змея, но конкретно в России представителей этого вида очень мало: на территории нашей страны находится только наиболее северная часть ареала рептилии, а в основном она живет южнее. Поэтому Elaphe dione занесен в Красную книгу той российской области, в которой он встречается, — Оренбургской. Места, где водится узорчатый полоз, нередко несут большую антропогенную нагрузку, на них постоянно ведет свою деятельность человек. Это влияет на состояние змей, в том числе на работу их иммунной системы. Поэтому авторы статьи предложили оценивать состояние особей в популяции рептилий по содержанию клеток иммунной системы, лейкоцитов, в их крови.

Змей для исследования отлавливали 11—12 июня 2017 года в заповеднике «Оренбуржский». У каждой отбирали кровь из верхнечелюстной вены, а затем отпускали. Для каждой особи (10 самцов и 8 самок) делали по три мазка крови, в которых с помощью светового микроскопа (увеличение в 1600 раз) искали и определяли относительное количество лейкоцитов шести типов: гранулоцитов — гетерофилов, базофилов, эозинофилов и агранулоцитов — азурофилов, моноцитов и лимфоцитов.

У рептилий обоих полов агранулоцитов оказалось больше, чем гранулоцитов: первые составляли в среднем 70 процентов всех лейкоцитов. Но у самцов по сравнению с самками наблюдалась более низкая доля гетерофилов и моноцитов в крови, а доля базофилов и эозинофилов — более высокая. Эта разница была статистически значимой. Повышенный по сравнению с самками процент эозинофилов в крови самцов узорчатого полоза из Оренбургского заповедника может свидетельствовать о том, что там они чаще самок подвергаются воздействию паразитов, так как количество клеток этого типа в крови растет именно при заражении паразитическими организмами.

Один из важных параметров крови — соотношение гетерофилов и лимфоцитов. Лимфоциты производят иммуноглобулины — белки, реагирующие на вполне конкретные патогены (возбудители заболеваний) и обеспечивающие специфический иммунитет. Их становится больше, если организм подвергается инфекции или сильному стрессу. Гетерофилы — часть системы неспецифического иммунитета, и их абсолютное число в крови довольно стабильно. Хотя у самцов доля гетерофилов была ниже, чем у самок, указанное соотношение у представителей двух полов статистически не различалось и не отклонялось от нормы — значений, характерных для здоровых животных. Таким образом, можно сказать, что оренбургские узорчатые полозы не испытывают сильного стресса и сопутствующей ему нагрузки на иммунную систему, они хорошо адаптированы к условиям, в которых живут. Более того, иммунитет самок и самцов этих змей работает одинаково эффективно, по крайней мере у особей, обитающих на территории заповедника «Оренбуржский».

Описанная работа — первая, в которой для оценки состояния популяции рептилий используются данные анализа соотношения различных типов клеток крови этих животных.

Ученые собрали пазл из нервной системы морского крыжовника

Она оказалось неожиданно сложно устроенной и, вероятно, появилась независимо от других многоклеточных.

Нейробиологи из Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН и Флоридского университета составили полный атлас нервной системы простого многоклеточного животного из типа гребневиков. Оказалось, что этот организм включает в себя 5—7 тысяч нейронов, причем многие из них связаны с мышечными клетками неожиданно сложным образом. Более того, выяснилось, что типов нервных и мышечных клеток, а также рецепторов к различным нейромедиаторам у гребневиков больше, чем у других групп древних многоклеточных. Это еще одно доказательство гипотезы, что нервная система появлялась в эволюции несколько раз. Препринт научной статьи размещен на сайте biorXiv.

Одна из групп сравнительно просто устроенных животных — гребневики (Ctenophora). Внешне они нередко напоминают медуз, но не имеют стрекательных клеток, а реснички у них собраны на длинных выростах — гребнях. Время возникновения гребневиков и их «родословную» по сей день не получается уверенно определить: среди ископаемых останков их нет, а по молекулярно-генетическим данным разные группы ученых строят противоречивые картины. Одни считают, что это самый древний тип многоклеточных, а другие показывают, что губки и даже пластинчатые (трихоплаксы) появились раньше. Однако все соглашаются в том, что их нервная система устроена необычным образом. Для столь просто устроенного существа, как гребневик, в ней очень много типов нейромедиаторов — переносчиков сигнала между нервными клетками или от нервных клеток к мышечным. Эта необъяснимая сложность привела некоторых исследователей к предположению, что нервная система у гребневиков возникла независимо от «более обычных» и менее специализированных групп животных и в целом она появлялась в эволюции несколько раз.

Это положение тоже можно оспорить. Но, чтобы оперировать данными о нервной системе, нужно хорошо знать ее строение. Досконально изучить ее у водянистого, не имеющего скелета гребневика весьма сложно. Тем не менее российский нейробиолог Тигран Норекян и его американский коллега, выходец из Белоруссии Леонид Мороз составили полный атлас нервной системы гребневика вида Pleurobrachia bachei (его еще называют морским крыжовником) методами иммуногистохимии и сканирующей электронной микроскопии.

Выловленных в водах моря Селиш на севере тихоокеанского побережья США взрослых особей гребневиков фиксировали глутаровым альдегидом, а затем разрезали на части и удаляли из них воду спиртом, а также фиксировали некоторыми другими соединениями. В таком состоянии ткани гребневиков были достаточно плотными, чтобы сделать из них препараты для сканирующей электронной микроскопии (при ее использовании получается снимок рельефа поверхности препарата). [ ... ]

Вещество из необыкновенных морских ежей поможет восстановить израненные сердца

Эхинохром позволит заметно повысить выживаемость людей после инфарктов.

Исследователи из Тихоокеанского института биоорганической химии ДВО РАН совместно с корейскими коллегами определили свойства эхинохрома-А — вещества из организма морских ежей. Они показали, что помимо антиоксидантной и противовоспалительной активности эхинохром, А воздействует на фермент атипичную протеинкиназу C-йота (PKCι) и за счет этого ускоряет образование клеток сердечной мышцы мыши из стволовых эмбриональных клеток того же вида. Научная статья опубликована в журнале Marine Drugs. Работа выполнена в рамках ФЦП 14.613.21.0076 «Эхинохром: неинвазивные лекарственные формы».

Эхинохром-А — это красный пигмент, который встречается в клетках морских ежей вида скафехинус необыкновенный (Scaphechinus mirabilis). Из предыдущих исследований известно, что его лекарственная форма, гистохром, оказывает кардиопротекторное действие при ишемии и последующем восстановлении кровотока (реперфузии). Кроме того, недавно было показано, что это вещество усиливает образование митохондрий в клетках.

Авторы новой статьи продолжили эту линию исследований. Они действовали на культуру эмбриональных клеток мыши (линия EMG7) и определяли, токсичен ли для таких клеток эхинохром, меняет ли он скорость их дифференцировки в клетки других типов и оказывает ли влияние на митохондрии в них. Кроме того, ученые смоделировали in vitro и на компьютере взаимодействие эхинохрома и протеинкиназы C-йота (PKCι) — фермента, задействованного в формировании кардиомиоцитов (клеток сердечной мышцы) из клеток-предшественников.

Исследователи выяснили, что эхинохром в дозах 500 микромоль на литр и менее не оказывает заметного токсического эффекта на эмбриональные клетки мыши. То же вещество в дозировке 50 микромоль на литр существенно увеличивало долю способных к сокращению кардиомиоцитов в культуре стволовых клеток (и сокращались они чаще, чем аналогичные клетки в контрольных культурах). Митохондрии в таких клетках развивались активнее, но их состав не отличался от такового для митохондрий клеток из контрольных культур. Концентрация супероксид-иона и ионов кальция в них тоже не отклонялась от средних значений, то есть такие «митохондрии с ускоренным развитием» не наносили вреда клетке. Что касается протеинкиназы C-йота, то эхинохром легко связывался с ней и снижал ее активность, и это, как показали опыты, было основной причиной ускорения дифференцировки кардиомиоцитов. [ ... ]

Балканский анклав ледниковых бабочек лежит на совести фермеров

В разобщении ареала степной чернушки оказался виновен человек, а не ледники.

Чешские зоологи совместно с исследователями из Германии и России оценили генофонды различных популяций бабочки степной чернушки (Proterebia afra). Они пришли к выводу, что балканские популяции этого вида не так давно постоянно взаимодействовали с бабочками из других частей ареала, а их изоляция произошла по вине человека. Научная статья опубликована в Biological Journal of the Linnean Society.

Степи — обширная природная зона Евразии, существовавшая и во время оледенения континента. Участки степей служили и служат рефугиумами — «убежищами» для видов, на большей части территории обитания которых установились неблагоприятные условия. Тем не менее палеогеография и палеоэкология степей исследована не слишком подробно в отношении таких распространенных беспозвоночных, как бабочки. До настоящего момента генофонд различных популяций в полной мере оценили только у степной бабочки бархатницы русской (Melanargia russiae). Авторы нового исследования взяли в качестве примера распространенную по всей Евразии бабочку из того же семейства бархатниц — чернушку степную (Proterebia afra), чей ареал помимо степей захватывает южные горы. Их целью было определить, насколько генетически далеки одни ее популяции от других и есть ли между ними обмен генами.

Сбор бабочек вели на Балканском полуострове (Греция и Хорватия), в России (Крым, Волгоградская и Саратовская области, Республика Дагестан), в Азербайджане, Иране (горные системы Копетдаг и Эльбурс (Alborz)), Турции, Грузии (Кахетия) и Армении. У всех них сравнивали последовательности нуклеотидов митохондриальной ДНК (а именно гена субъединицы 1 цитохромоксидазы С), ядерной ДНК (гена аргининкиназы) и маркеров по всему геному (полиморфизм длины амплифицированных фрагментов). По результатам сравнения авторы построили древа родства различных популяций чернушек и определили, как давно они были изолированы от других (если были) и с какими соседними популяциями наиболее активно обмениваются генами в настоящий момент. [ ... ]