Американский стартап предлагает продавать данные ДНК через блокчейн

Компания Nebula Genomics продвигает возможность хранения, передачи и продажи расшифрованной генетической информации с помощью криптографической технологии блокчейн.

Стартап из Гарвардского университета Nebula Genomics основал всемирно известный генетик Джордж Черч, руководитель проекта Personal Genome. Американский ученый известен работами в области секвенирования геномов и интерпретации полученных данных, в синтетической биологии и генной инженерии. Вместе со своими партнерами, сотрудниками его лаборатории в Гарварде, Черч предлагает передавать секвенированные геномы с помощью технологии блокчейн. Разработка компании позволит пользователям монетизировать свою персональную информацию, минуя компании тестирования ДНК, говорится в пресс-релизе.

Фармацевтические гиганты заинтересованы в большом количестве геномных данных. Обработка больших данных с помощью нейронных сетей позволит найти корреляции между информацией ДНК и заболеваниями и поможет в разработке лекарств. Сегодня биотехнологические компании покупают за миллионы долларов секвенированные генные данные у академических учреждений или компаний по анализу генетических данных, таких как 23andMe. Пока генетическая информация дорого ценится фармацевтическими корпорациями: на сегодняшний день расшифрованы геномы лишь нескольких десятков тысяч людей.

Технология блокчейн, по замыслу Черча и его партнеров, позволит человеку распорядиться своими генетическими данными. Покупателями выступят исследовательские и фармацевтические компании. Они будут напрямую приобретать ключи к зашифрованной ДНК-информации пользователей и получать временный доступ к данным.

Блокчейн-технология подразумевает операции по купле-продаже посредством токенов — криптовалютных денежных средств. Пользователи смогут заработать на своей ДНК, если токены будут конвертироваться в реальную валюту. Для этого стартапу необходимо запустить процедуру ICO (Initial coin offering) — начать продажу на бирже криптовалют своих токенов заинтересованным инвесторам, в первую очередь фармкомпаниям. Разработчики стартапа пока не говорят о возможной дате выхода на ICO, но заверяют, что токены Nebula не станут спекулятивным финансовым инструментом: они буду обращаться только внутри рынка генетической информации, и в отличие от биткоина токенами нельзя будет расплачиваться за покупки и авиабилеты.

Благодаря блокчейну стоимость расшифровки генома снизится до 1000 долларов, заявляют сооснователи стартапа. Разумеется, пользователи могут и не предоставлять никому информацию о своих генах или, если необходима расшифровка генома и средств на это у человека нет, выставить на торги свой геном и найти инвестора, готового оплатить расшифровку.

На Ямале обнаружили первый на Земле ледяной вулкан

До сих пор считалось, что криовулканы существуют только на Церере или Марсе, но не на нашей планете.

Исследователи из МГУ им. М.В. Ломоносова изучили обнаруженную на Ямале крупную воронку (диаметр более 20 метров), имевшую неясное происхождение. Оказалось, что она образована не прорывами подземного метана, а из-за процессов криовулканизма, которые, как считалось ранее, существуют лишь на некоторых планетах Солнечной системы. Соответствующая статья опубликована в Scientific Reports.

В последние четыре года на Ямале находят все больше загадочных воронок, часто довольно большого диаметра. До недавнего времени их происхождение оставалось загадкой. Считалось, что это результат прорывов метана из-под земли, следы своего рода взрывов. Метан, согласно этим гипотезам, мог попасть туда из глубоких подземных месторождений вследствие протаивания прилегающего грунта из-за глобального потепления.

Однако авторы новой работы подошли к проблеме со свежим взглядом. Они изучили признаки промерзания грунтов и структурные особенности льда, встречающиеся в породах близ воронки. Кроме того, они детально исследовали состав талой воды, скапливающейся в воронке, и спутниковые снимки местности до ее образования и после.

Выяснилось, что на самом деле картина взрыва не имеет ничего общего с прорывом метана из подземных месторождений. На снимках за считанные годы перед образованием воронки на ее месте был бугор — выступ, нетипичный для равнинной тундры. Сопоставив это явление с данными анализа самой воронки, авторы работы пришли к выводу, что она возникла в результате ранее неизвестных процессов, которые они назвали криовулканизмом — по аналогии со сходными процессами, идущими на других небесных телах. Следует отметить, что ямальский криовулканизм — биогенного происхождения, что отличает его от абиогенного криовулканизма на иных планетах Солнечной системы. [ ... ]

Так сейчас выглядит пейзаж тех мест, где много тысяч лет назад стояла крепость УзундаруФото предоставлено Институтом археологии РАН

Российские археологи уперлись в Великую Бактрийскую стену

Исследование небольшой крепости привело ученых к пониманию, что она была лишь частью громадной оборонительной системы

Древняя пограничная крепость оказалась частью протяженной системы укреплений, пронизывавших всю границу обширного древнего царства Бактрии — исторической области на сопредельных территориях Таджикистана, Узбекистана и Афганистана.

Ученые Института археологии РАН вместе с Институтом искусствознания (Узбекистан) исследовали бактрийскую пограничную крепость Узундару и доказали, что она была частью большой фортификационной системы, прикрывавшей древнее государство в III веке до нашей эры от набегов кочевников. Соответствующий пресс-релиз поступил в редакцию «Чердака».

Древнее Греко-Бактрийское царство существовало в 250—125 годах до нашей эры и было одним из древнейших государств того времени. Особо выделял его среди соседей синтез восточных и западных культурных признаков — например, буддизма и типично эллинистических скульптур. Однако в силу гибели многих письменных источников, связанных с его историей, известно о нем довольно мало, что делает любые новые археологические находки весьма ценными.

В результате раскопок 2018 года ученые полностью вскрыли цитадель крепости и получили богатый археологический материал. Оказалось, что это первый и пока единственный образец восточной эллинистической крепости этого периода. Крепость поддерживала значительные гарнизоны на протяжении 150 лет подряд. История ее началась в IV веке до нашей эры, когда эта территория относилась к Бактрии, отдельной сатрапии Персидской империи. В 329 году до н.э. она вошла в состав империи Александра Великого, а после его смерти и войны полководцев Александра стала частью царства Селевкидов — самого крупного эллинистического государства на Востоке. При наместнике Диодоте царство стало самостоятельным.

Находки из УзундаруФото предоставлено Институтом археологии РАН