Амазонка дважды затоплялась морем

Команда ученых из Панамы, Бельгии, Колумбии, Нидерландов, Канады и США в своем новом исследовании представила доказательства того, что бассейн реки Амазонки за свою историю дважды затоплялся морем.

Сегодня среди ученых ведутся споры, была ли равнина Западной Амазонии полностью покрыта морскими водами в течение миоцена, длившегося от 23 до 5 млн лет назад. На сегодняшний день около 80% амазонского ландшафта занимают леса, где наводнение бывает крайне редко. Оставшиеся 20% — это водно-болотная местность с ежегодно затопляемыми поймами рек и озер. Однако, как говорят ученые, в период миоцена ситуация в Западной Амазонии была совершенно иной, и указывают на это обширные миоценовые отложения.

До сегодняшнего дня у ученых было несколько объяснений возникновения осадочных миоценовых пород. Одна из гипотез — миллионы лет Амазонию покрывало неглубокое море или огромное озеро.

В новой работе исследователи предоставили новые доказательства, позволившие более точно установить истину в этом вопросе. Они проанализировали возраст, геохимию окаменелостей и условия осадконакопления в природных областях Льянос (Колумбия) и Амазонас/Солимоэс (Бразилия).

В осадочных породах, взятых из скважины в районе Льянос, обнаружились ламинированные зеленоватые аргиллиты, которые содержат высокую долю спор, пыльцы и микрочастиц водорослей. На основе расположения этих элементов в осадочных породах — слоями — ученые сделали вывод, что эта область затоплялась морской водой из Карибского бассейна во время роста Анд дважды: между 18 и 17 млн лет назад и между 16 и 12 млн лет. Обнаруженные в этих осадочных породах зуб акулы и креветка дополнительно подтверждают предположение ученых.

Осадочные породы из скважины в районе бразильской реки Солимоэс также показали наличие в них частиц морских растений и остатков морских моллюсков. Как и в Колумбии, здесь море покрывало Амазонку в миоцене дважды: между 18 и 17 млн назад и между 14 и 13 млн лет. Но если в районе Льянос периоды затопления морем Амазонии продолжались 900 тыс. лет и 3 млн 700 тыс. лет, то в Бразилии они были гораздо короче: 200 и 400 тыс. лет. Такие изменения происходили, вероятно, из-за подъема Анд.

«Мы должны понимать суть этих изменений по всему амазонскому бассейну, потому что они должны иметь сильное влияние на эволюцию и биогеографическое распределение его древней и современной биоты, а также на современный и древний климат континента», — пишут исследователи.

Исследование опубликовано в журнале Science Advances.

Ранее по прибрежным отложениям, содержащих споры древних грибов, ученые смогли определить, почему вымерла австралийская мегафауна.

Огромный геном сделал чай полезным

Китайские генетики секвенировали геном чайного дерева, что помогло объяснить, почему чай хорошо адаптируется к разным климатическим условиям и богат антиоксидантами и кофеином.

Чайное дерево Camellia sinensis относится к роду Camellia, в котором более 100 видов. Ранее ученые уже смогли объяснить некоторые полезные свойства чая. Так, содержащееся в нем вещество эпигаллокатехин-3-галлат оказалось способно подавлять рост опухолевых клеток. Кроме этого, выяснилось, что потребление чая может существенно снижать риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и таким образом продлевать жизнь.

Предыдущие исследования показали, что чай обязан своими полезными свойствами и ароматом группе антиоксидантов под названием флавоноиды. Как считается, эти вещества помогают растениям выживать в окружающей среде. Один флавоноид с горьким вкусом — катехин — особенно связан с ароматом чая. Уровни катехинов и других флавоноидов, а также кофеина различны у разных видов Camellia.

Чтобы понять, почему это так, китайские ученые расшифровали геном чайного дерева сорта Юнканг из китайской провинции Юньнань. Они выяснили, что листья чайного дерева содержат не одну, а несколько копий генов, которые ответственны за производство кофеина и флавоноидов. При этом кофеин и флавоноиды не являются белками, и поэтому не закодированы непосредственно в геноме — они производятся опосредованно другими белками, которые кодируются.

Геномный анализ чая показал, что он обладает чрезвычайно большим геномом по сравнению с большинством секвенированных видов растений: он состоит из 3 млрд пар оснований. Связано это с тем, что геном чайного дерева в очень большой степени насыщен т.н. ретротранспозонами, способными многократно копироваться и вставлять себя в разные части генома. Всего геном чая на 80% состоит из этих повторяющихся элементов. Именно их обилие, как полагают ученые, и привело к тому, что чайное дерево стало устойчиво к болезням и хорошо адаптируется к различным климатическим условиям. [ ... ]

Создан суперэластичный аэрогель с эффектом памяти формы

Химики создали эластичный аэрогель, который запоминает первоначальную форму. Он сделан путем замены жидкости газом в полимерном геле.

Аэрогелями называются гели, в которых жидкая фаза вещества полностью замещена газообразной. Они обладают малым весом, гибкостью и прочностью, как у металлов.

Исследователи из Университета науки и технологии Миссури сделали аэрогель, который обладает эффектом памяти формы. В качестве материала взят полимер, состоящий из изоцианурата и полиуретана, образующих соединение в виде кольца.

Полимер сложен из нескольких слоев, совместно обеспечивающих эластичность, гибкость и прочность материала. Его наполнили газом: жидкий CO2 (углекислый газ) превращался в сверхкритическую жидкость внутри полимера и переходил в газообразное состояние.

Бионическая рука, демонстрирующая параметры аэрогеля. Фото: Sam O’Keefe | Missouri S&T

Биологи определили молекулярную структуру паутины

Молекулярные биологи из нескольких американских университетов впервые выяснили строение паутины пауков-кругопрядов. Оказалось, что ее свойства зависят от повторов аминокислотных последовательностей в ее составе.

Паутина — уникальный биоматериал, который появился в ходе эволюции более 200 миллионов лет назад. Белковые нити пауков прочны на разрыв и крепче стали той же толщины, а также способны проводить электричество. При помещении в организм человека паутина не вызывает иммунного ответа и способна подавлять рост бактерий, и это свойство крайне интересует врачей и биоинженеров, поэтому для ученых важно разобраться в составе и структуре паутины.

В ходе исследования биологи из университетов Пенсильвании, Вермонта и Огайо изучали пауков-кругопрядов (Nephila clavipes), чей геном не уступает по размеру геному человека. У пауков определили 28 генов, кодирующих 28 структурных белков паутины — спидроинов. Часть из этих белков уже была известна, часть ученые открыли впервые.

Спидроины были классифицированы по семи категориям в зависимости от их последовательностей и функций. Например, есть спидроины, которые делают паутину хорошо растяжимой, другие позволяют скреплять нити паутины друг с другом, а третьи делают ее особо липкой, чтобы ловить на нее добычу.

В основе нити паутины лежит особая белковая структура. Ее первичный повторяющийся «мотив» — аминокислотная последовательность. Ученые нашли 394 таких мотива. Последовательности на втором уровне складываются в нечто вроде «кассет» (уникальные варианты мотивов, повторяемых от двух до четырех раз), а на их основе на третьем уровне ученые выделили целые ансамблевые повторы. Такая трехуровневая организация белков паутины с повторяющимися элементами оказывается тесно связанной с функцией разных типов нитей. [ ... ]