Спасибо, что вы с нами!

Амазонка дважды затоплялась морем

Команда ученых из Панамы, Бельгии, Колумбии, Нидерландов, Канады и США в своем новом исследовании представила доказательства того, что бассейн реки Амазонки за свою историю дважды затоплялся морем.

Сегодня среди ученых ведутся споры, была ли равнина Западной Амазонии полностью покрыта морскими водами в течение миоцена, длившегося от 23 до 5 млн лет назад. На сегодняшний день около 80% амазонского ландшафта занимают леса, где наводнение бывает крайне редко. Оставшиеся 20% — это водно-болотная местность с ежегодно затопляемыми поймами рек и озер. Однако, как говорят ученые, в период миоцена ситуация в Западной Амазонии была совершенно иной, и указывают на это обширные миоценовые отложения.

До сегодняшнего дня у ученых было несколько объяснений возникновения осадочных миоценовых пород. Одна из гипотез — миллионы лет Амазонию покрывало неглубокое море или огромное озеро.

В новой работе исследователи предоставили новые доказательства, позволившие более точно установить истину в этом вопросе. Они проанализировали возраст, геохимию окаменелостей и условия осадконакопления в природных областях Льянос (Колумбия) и Амазонас/Солимоэс (Бразилия).

В осадочных породах, взятых из скважины в районе Льянос, обнаружились ламинированные зеленоватые аргиллиты, которые содержат высокую долю спор, пыльцы и микрочастиц водорослей. На основе расположения этих элементов в осадочных породах — слоями — ученые сделали вывод, что эта область затоплялась морской водой из Карибского бассейна во время роста Анд дважды: между 18 и 17 млн лет назад и между 16 и 12 млн лет. Обнаруженные в этих осадочных породах зуб акулы и креветка дополнительно подтверждают предположение ученых.

Осадочные породы из скважины в районе бразильской реки Солимоэс также показали наличие в них частиц морских растений и остатков морских моллюсков. Как и в Колумбии, здесь море покрывало Амазонку в миоцене дважды: между 18 и 17 млн назад и между 14 и 13 млн лет. Но если в районе Льянос периоды затопления морем Амазонии продолжались 900 тыс. лет и 3 млн 700 тыс. лет, то в Бразилии они были гораздо короче: 200 и 400 тыс. лет. Такие изменения происходили, вероятно, из-за подъема Анд.

«Мы должны понимать суть этих изменений по всему амазонскому бассейну, потому что они должны иметь сильное влияние на эволюцию и биогеографическое распределение его древней и современной биоты, а также на современный и древний климат континента», — пишут исследователи.

Исследование опубликовано в журнале Science Advances.

Ранее по прибрежным отложениям, содержащих споры древних грибов, ученые смогли определить, почему вымерла австралийская мегафауна.