Люди готовы помогать другим, если это не слишком трудозатратно

Фото: DorSteffen / Фотодом / Shutterstock

Британские ученые выяснили, что люди неохотно тратят много сил на помощь другим, а даже если берутся помогать, делают минимум необходимого, но не более того.

Исследователи с кафедры экспериментальной психологии Оксфордского университета решили выяснить, почему мы не бросаемся помогать каждому встречному. Для этого они оценили, как на выбор в пользу альтруистичного поступка влияют физические усилия, которых он требует.

В экспериментальную выборку вошло около сотни человек, которым поочередно предлагалась «сделка»: деньги в обмен на определенные физические усилия. В качестве «измерителя» усилий использовали ручной динамометр, который участники должны были сжимать и удерживать до тех пор, пока не достигнут необходимой силы захвата. При этом предоставлялся один из двух вариантов: не требующий усилий, но дающий малое вознаграждение, и более энергозатратный, за который полагалось больше денег.

Чтобы оценить, насколько по-разному люди готовы расходовать силы на самих себя и на других людей, в половине «сделок» положенную награду получал сам выбирающий, а в остальных случаях — другой человек. При этом исследователи фиксировали не только выбор участников, но и фактическую силу захвата при выполнении нагрузки.

Оказалось, что люди вполне готовы помогать другим, когда речь идет о малом физическом усилии, соглашаясь на сделку в пользу незнакомца почти так же часто, как и для самих себя. Однако при «повышении ставок» почти в два раза охотнее работают на благо себе, нежели кого-то еще.

Измеряя фактическое приложенное усилие, ученые обнаружили еще одну закономерность: помогая другим, люди «работали вполсилы», сжимая динамометр с усилием, минимально необходимым для выполнения условий сделки, но ничуть не больше. И чем более энергозатратным было задание, тем сильнее проявлялся этот эффект.

В будущем ученые планируют выяснить, является ли так называемая просоциальная апатия — склонность экономить силы, помогая другим, — правилом и можно ли подобрать условия, в которых человек будет охотнее тратить силы на помощь другим. Вполне вероятно, что при взаимодействии с соседями, друзьями или близкими родственники участники экспериментов покажут новые границы альтруизма.

В целом авторы исследования полагают, что результаты их экспериментов дают оптимистичный взгляд на просоциальное поведение людей: несмотря на явную экономическую нецелесообразность, в некоторых случаях участники эксперимента все-таки выбирали энергозатратную сделку и иногда тратили значительные усилия в пользу абсолютных незнакомцев.

О том, как можно изменить степень порядочности человека и какие вообще факторы влияют на наш моральный облик, читайте в материале «Чердака».

Подробно исследование описано в журнале Nature Human Behaviour.