Алтайские неандертальцы оказались мигрантами из Восточной Европы

Главная причина их появления в Сибири — миграция вслед за бизонами.

Ученые из Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН дали развернутый комментарий о недавних находках в третьей неандертальской стоянке на Алтае. Согласно доктору исторических наук Ксении Колобовой, ее существование указывает на более интенсивное и длительное заселение древнего Алтая этим видом людей, а также на то, что они были более искусными изготовителями орудий, чем считалось ранее, пишет «Наука в Сибири».

До 2018 года, отмечает Колобова, в Сибири было известно всего две стоянки неандертальцев (обе на Алтае), из-за чего считалось, что эти родственники современного человека здесь были довольно немногочисленными. Однако обнаружение на Алтае новой стоянки в пещере Чагырской показало необходимость пересмотреть существовавшие ранее взгляды на этот вопрос. В Чагырской пещере жила небольшая семейная группа представителей данного вида, возможно 15—20 человек. На сегодня найдены фрагментарные останки пяти взрослых и двоих детей. Причем, по предварительным данным исследования митохондриальной ДНК, все они были родственниками по материнской линии.

С точки зрения предметов и орудий неандертальцы Чагырской пещеры принадлежали к мустьерской культуре, причем той ее разновидности, что была распространена на территории Центральной и Восточной Европы от 150 до 30 тысяч лет назад. От остальных групп неандертальцев чагырцев отличает традиция изготовления определенных каменных орудий, в частности плоско-выпуклых бифасов с обушком. То, что у них нет аналогов в Сибири, но есть европейские аналоги, явно указывает, что речь идет о мигрантах из Европы. Как предполагает Колобова, они могли мигрировать на восток вслед за стадами бизонов. Время, когда это случилось, ориентировочно оценивается примерно в 60 тысяч лет назад.

Интересно, что до обнаружения неандертальцев на Алтае самое восточное расселение данного варианта неандертальской материальной культуры было зафиксировано в северной части Волгограда, в Сухой Мечётке. Согласно ее датировкам, неандертальцы жили там около 39 000 лет назад. Самая поздняя датировка алтайских неандертальцев — 46 000 лет назад.

Новые чагырские находки свидетельствуют, что жившие в пещере неандертальцы разрезали туши бизонов, которых до этого убивали в долине реки Чарыш, неподалеку от своей стоянки. После охоты они перемещали добычу в пещеру, где и проводили работу по ее разделке. Кроме того, судя по находкам каменных орудий и их фрагментов, в пещере происходил полный цикл обработки каменного сырья. Используя высококачественные яшмоиды или халцедониты из близлежащих речных отложений, чагырцы получали орудия повышенной твердости. Есть основания полагать, что как минимум часть этих орудий «экспортировалась»: несколько бифасов чагырского происхождения (плоско-выпуклые двухсторонне обработанные каменные ножи) обнаружены в пещере Страшно́й, в 50 километрах от Чагырской. Это может быть и признаком того, что одна группа неандертальцев эксплуатировала обе пещеры, периодически мигрируя между ними.

Кроме того, после раскопок в Чагырской пещере стало ясно, что в список умений этой группы неандертальцев входила работа с костью. На протяжении многих лет у археологов было предубеждение, что неандертальцы не делали костяных орудий. Однако на данной стоянке есть примерно 1200 костяных изделий, большинство сделано из длинных трубчатых костей бизонов. В основном находки относятся к ретушерам — так называют орудия для изготовления других инструментов. Из готовых орудий, а не «средств производства» есть некоторое количество проколок (для пробития отверстий), ножей, скобелей. На сегодня в Чагырской пещере найдена самая крупная в Северной Азии среднепалеолитическая коллекция костяных орудий. Кроме того, она крайне разнообразна по числу их типов — у Homo sapiens такое разнообразие встречается заметно позже, уже в конце палеолита, перед началом убывания ледников.

Следует отметить, что в последние годы вообще представления о том, что могли и чего не могли неандертальцы, сильно изменились. Они, как ясно из ряда находок в Германии, активно использовали метательное оружие, делали украшения, умели рисовать (находки в Западной Европе) и, по всей видимости, имели какие-то религиозные культовые площадки (круги из костей со следами жертвенных костров внутри, найденные во Франции). Кроме того, они заботились о пожилых членах своего коллектива и варили каши из ячменя (дикого).