Аэрозоли заподозрили в формировании облаков на Марсе

Российские ученые внесли существенный вклад в понимание круговорота воды на красной планете.

Исследователи из МФТИ, Института космических исследований РАН и их коллеги из Японии и Германии проанализировали с помощью моделирования влияние аэрозолей на марсианскую атмосферу. Ученым удалось дать объяснение наблюдаемой на красной планете редкой облачности. Работа имеет большое значение для изучения Марса и понимания общего гидрологического цикла на этой планете. Соответствующая статья опубликована в Journal of Geophysical Research.

Вопрос о поведении воды на Марсе — один из наиболее сложных для изучения. Водяных паров там немного, однако периодически над экваториальными районами планеты видны небольшие облака, а в ряде каньонов сфотографированы утренние туманы.

Вообще, поведение воды при марсианском атмосферном давлении (в сто с лишним раз меньше земного) довольно сложно рассчитать, поскольку оно коренным образом отличается от привычного на Земле. Например, температура кипения пресной воды там около четырех градусов по Цельсию, поэтому на красной планете вода днем может нередко закипать. Это породило даже гипотезу о том, что ряд черт ландшафта планеты сформирован кипением воды, скрытой тонким слоем песка.

Фото: NASA / JPL-Caltech / University of Arizona

Авторы новой работы включили в свою модель аэрозоли — взвешенные дисперсные микроскопические частицы, способные служить основой для конденсации воды в условиях марсианской атмосферы. Серия моделирований показала, что при типичных размерах марсианских пылинок на их основе действительно должны образовываться облака с оптическими параметрами, близкими к реально наблюдавшимся в атмосфере. Это позволяет снять противоречие между многочисленными фотографиями марсианских облаков и расчетами, утверждающими, что для их образования недостаточно водяных паров.

Ценность таких моделей очень высока. Комплексное исследование гидрологического цикла красной планеты на месте пока невозможно в силу малого числа находящихся там исследовательских аппаратов. До сих идут споры даже о природе сезонных потоков на марсианских склонах: одна группа исследователей считает их чем-то вроде пересыхающих ручейков соленой воды, другая же полагает, что это не может быть жидкая вода. Учет аэрозолей позволяет улучшить существующие модели атмосферы Марса и приблизиться к ответам на вопросы о реальном характере гидрологического цикла этой планеты.