Все новости

Трехлетние китайцы оказались более склонны к абстрактному мышлению, чем их американские сверстники. Исчерпывающего объяснения экспериментаторы дать этому феномену пока не могут

Группа ученых из Канады, Китая и США выяснила, что американские и китайские дети развиваются по-разному. Трехлетние американцы больше опираются на свойства конкретных объектов, а их сверстники из Китая лучше справляются с задачами, предполагающими выведение абстрактных закономерностей.

Переход к абстрактному мышлению является важнейшим этапом в развитии человека, и обычно дети в возрасте около трех лет уже справляются с такими категориями, как «одинаковый» или «разный». Специалисты по возрастной психологии заинтересованы в понимании того, как дети учатся мыслить абстрактно. В новой публикации на страницах журнала Proceedings of National Academy of Sciences исследователи сопоставили детей из двух разных культур и посмотрели на их успехи в освоении таких понятий, как «разница» или «одинаковость».

В первых двух опытах дети в возрасте от полутора до трех лет сначала наблюдали за музыкальной игрушкой, включающейся при установке на нее двух кубиков разной формы и цвета. Задачей ребенка было включить игрушку, используя схожие кубики, а для этого требовалось понять, что игрушка включается лишь тогда, когда используются два разных кубика.

Ученые выяснили, что китайские дети в три года справляются с этим заданием в среднем лучше их американских сверстников, а вот в более раннем возрасте процент правильных решений оказывается одинаковым. Исследователи отмечают, что американские дети к трехлетнему возрасту начинают хуже справляться с категориями «одинаковое/разное», и это отражает некие пока неясные закономерности их развития.

При этом речь не идет о том, что трехлетние дети из США просто хуже соображают. Психологи также провели опыт, в котором на ту же игрушку несколько раз помещали разные кубики. Те, что включали музыку, были в этом эксперименте представлены не просто разнородными парами, а парами вида «синий квадрат и еще какая-то фигура».

Эта задача могла бы иметь два решения: либо музыка включается сочетанием двух произвольных разных фигур, либо для ее включения нужен хотя бы один синий кубик.

Наблюдения показали, что китайские дети чаще выбирают принцип «разные кубики», а вот американские склонны считать решением выбор конкретного объекта, синего кубика.

Преобладание объектного, а не относительного мышления в трехлетнем возрасте у американских детей проявило себя достаточно сильно для того, чтобы эти различия нельзя было приписать простой случайности. Более того, статистическая значимость новых результатов хорошо согласуется и с прошлыми наблюдениями — ранее схожий эффект показали в отношении детей из Гонконга и Японии. Вопрос только в том, откуда же он берется. Исследователи рассмотрели несколько версий, однако ни разница в построении языков (китайский и английский), ни учет каких-либо культурных факторов пока что не могут претендовать на роль всеобъемлющего объяснения.

 Алексей Тимошенко