Астрономы увидели «пробуждение» черной дыры в созвездии Лебедя

Орбитальная обсерватория NASA Swift впервые с 1989 года зарегистрировала излучение газа, падающего в черную дыру, которая находится в созвездии Лебедя, говорится на сайте Американского космического агентства.
«Относительно времени жизни космических обсерваторий такие вспышки черных дыр очень редки. Так что, когда мы видим, как загорается одна из них, мы бросаем на нее все силы и наблюдаем за ней во всем спектре, от радиоволн до гамма-излучения», — сказал Нил Герельс (Neil Gehrels) из Центра космических полетов НАСА имени Годдарда (США), чьи слова приводятся в сообщении NASA.

Источник излучения — двойная система V404 в созвездии Лебедя, состоящая из черной дыры и звезды. Она расположена в восьми тысячах световых лет от нас. Примерно раз в два десятка лет астрономы регистрируют излучение от газа, падающего в черную дыру в этой системе. Последний раз такое событие наблюдалось в 1989 году. В таких случаях излучение достигает пика мощности в течение нескольких дней и затем угасает на протяжении недель или даже месяцев. 15 июня гамма-обсерватория Swift позволила астрономам заметить начальную стадию свечения черной дыры.

В системе V404 звезда, по массе сопоставимая с Солнцем, обращается вокруг черной дыры массой примерно в 10 солнечных. Черная дыра притягивает газ, из которого состоит звезда, так что от звезды к черной дыре течет постоянный поток. Газ формирует аккреционный диск вокруг черной дыры. Пока газа мало, излучение от него не идет. Постепенно газ накапливается, трение разогревает его до миллионов градусов, благодаря чему он начинает ярко светиться в нескольких диапазонах и падать в черную дыру. После этого газ снова начинает накапливаться в аккреционном диске.

Анимация, показывающая, как происходит перетягивание газа черной дырой. Видео: NASA's Goddard Space Flight Center

Ранее астрономы наблюдали излучение в системе V404 в 1938 и 1956 годах — тогда наблюдения велись в оптическом диапазоне. В 1989 году систему наблюдали при помощи японской орбитальной рентгеновской обсерватории Ginga и инструментов на борту орбитальной станции «Мир». Теперь исследователи используют или планируют задействовать несколько космических и наземных телескопов, работающих в разных диапазонах.