Ученые назвали перспективные вещества для лечения рака предстательной железы

Исследователи из МФТИ, МГУ, МИСиС и Сколтеха составили список наиболее перспективных соединений для диагностики и терапии рака предстательной железы. В качестве многообещающих молекул исследователи выделили 11 соединений.
Рак простаты — это один из наиболее часто встречающихся видов рака у мужчин. Сегодня большинство методов его терапии недостаточно избирательны и оказывают пагубное влияние не только на раковые клетки, но и на здоровые клетки организма. Поэтому ученые ищут новые препараты, которые бы атаковали исключительно опухолевые клетки, что позволит повысить эффективность методов лечения и снизить негативное влияние химиотерапии на организм в целом.

Для обеспечения избирательности такого препарата нужно найти какой-то объект, который отсутствует у всех клеток организма, кроме раковых, — маркер рака. Один из известных маркеров рака простаты — это простатический специфический антиген (ПСА). Он уже применяется в медицине для диагностики рака простаты, но по ряду причин не служит достаточно точной мишенью лекарственных препаратов.

Хорошей альтернативой ПСА может стать простатический специфический мембранный антиген ПСМА. В пораженных раком тканях простаты этого вещества содержится почти в 10 раз больше, чем в здоровых тканях. Также диагностика с помощью ПСМА позволяет обнаружить мельчайшие метастазы, повторные очаги опухоли, возникающие в других органах.

При этом ПСМА можно использовать не только для диагностики, но для лечения рака. «ПСМА — одна из наиболее перспективных биологических мишеней для разработки новых гибридов молекул, связывающихся с ПСМА и противоопухолевыми лекарственными субстанциями», — рассказывает заведующий лаборатории медицинской химии и биоинформатики МФТИ Ян Иваненков.

В поисках перспективных соединений

Все способные связываться с ПСМА молекулы можно разделить на три группы. Это антитела, аптамеры и лиганды. Антитела — это белки, синтезируемые иммунной системой. Аптамеры — это белковые молекулы или фрагменты ДНК/РНК, способные избирательно связываться с заданным веществом. А лигандами называют вещества достаточно произвольной природы, взаимодействующие с ферментами.

Сравнив между собой все три группы, исследователи поняли, что наиболее перспективны для лечения рака именно лиганды — их проще синтезировать, а также они обладают хорошими свойствами. Однако поиск подходящих для ПСМА лигандов, который ведут с 90-х годов, до сих пор не дал оптимальных результатов. Все найденные соединения либо показывали слабые фармакокинетические свойства, либо оказывали негативное влияние и на здоровые клетки организма.

Таких недостатков лишены соединения на основе мочевины, и именно они считаются лучшими кандидатами на роль лекарства от рака простаты. Сейчас это наиболее широко исследуемый тип лигандов ПСМА, и 11 соединений именно этого класса и были выделены исследователями в качестве наиболее перспективных лекарств рака предстательной железы. Все эти вещества сейчас находятся на стадии клинических исследований и до этого успешно прошли доклинические исследования на клеточных моделях и животных.

Статья ученых опубликована в Journal of Drug Targeting.

Ранее принципиально новый подход к поиску лекарств от рака выдвинули московские исследователи из Института биомедицинской химии. В качестве мишеней для лекарственных средств они предложили использовать участки генома раковых клеток, менее всего подверженные мутациям.