Белки иммунной системы человека оказались эффективными для лечения хламидиоза

Российские ученые из Федерального научно-клинического центра физико-химической медицины, Института биологии развития им. Н.К. Кольцова и Московского физико-технического института показали, что белки иммунной системы могут сыграть ключевую роль в борьбе с хламидиозом.
Хламидии — бактерии-паразиты, возбудители хламидиоза. Ежегодно в мире хламидиозом заражаются более 90 миллионов человек. Заболевание передается в основном половым путем и выражается в воспалении органов мочеполовой системы.

Хламидии существуют в форме элементарных и ретикулярных телец. Элементарные тельца хорошо защищены и приспособлены к выживанию в межклеточном пространстве. Это позволяет им распространяться в организме и заражать другие клетки. Ретикулярные тельца не имеют постоянной формы и размера и существуют только внутри клетки-хозяина. В этой форме у хламидий запускается обмен веществ и они размножаются. Такой сложный жизненный цикл позволяет хламидиям избегать действия большинства антибактериальных белков.

Пептидогликан — один из компонентов клеточной стенки некоторых бактерий. Белки иммунной системы человека, которые его распознают, играют важную роль в борьбе с инфекциями. Они могут присоединяться к бактериям и ломать систему внутриклеточного обмена веществ, что приводит к гибели микроорганизма. Ранее уже было показано, что пептидогликан-распознающие белки могут уничтожать бактерии кишечной (Escherichia coli) и сенной (Bacillus subtilis) палочек, чья система реакции на враждебные условия внешней среды аналогична системе хламидий вида Chlamydia trachomatis. Поэтому исследователи решили посмотреть, могут ли пептидогликан-распознающие белки замедлять распространение хламидий.

В культуру человеческих клеток ученые добавили растворы, содержащие белки, а затем заразили ее хламидиями вида Chlamydia trachomatis и через 48 часов оценили количество микроорганизмов. Оказалось, что пептидогликан-распознающие белки подавляют рост хламидий: в образцах с ними было в 10 раз меньше бактерий, чем в контрольных.

Число хламидий, внедрившихся в другие клетки, в культурах клеток с тремя видами пептидогликан-распознающих белков и в контрольном образце через 48 часов после заражения. Иллюстрация пресс-службы МФТИ

Также ученые оценили изменение уровня экспрессии генов хламидии со временем. Оказалось, что в контрольном образце она оставалась неизменной, тогда как в образцах с белком для генов, связанных с реакцией на враждебные условия внешней среды, наблюдалось два характерных пика — через час и через 72 часа после заражения. В это время бактерии находились в форме элементарных телец, и поэтому ученые предположили повышенную уязвимость к пептидогликан-распознающим белкам именно на этой стадии жизненного цикла бактерий.

Уровни экспрессии двух генов (ctcB и ctcC), связанных с реакцией на враждебные условия внешней среды, в присутствии трех видов исследуемых белков и в контрольном образце для пяти разных моментов времени. Иллюстрация пресс-службы МФТИ

Исследование принято к публикации в журнале Infection and Immunity. По словам ученых, его результаты будут полезны для разработки новых лекарств от хламидиоза.

Хламидии могут отвечать и за развитие других заболеваний. Так, международная группа ученых во главе с профессором Рутом Итзаки из Оксфорда видит их след в болезни Альцгеймера.