Новозеландские энтомологи изучили ловчую слизь хищных личинок

Ученые из Новой Зеландии исследовали слизь, покрывающую ловчие нити личинок грибных комаров Arachnocampa luminosa. В ее составе оказалась мочевина, которую человек использует для столярного клея и производства древесно-стружечных плит.

В пещерах Новой Зеландии живут личинки грибных комаров из рода Arachnocampa, которые светятся в темноте и ловят добычу липкими нитями. После вылупления из яйца личинки, похожие на червя, сооружают под сводом пещеры гнездо в виде трубки из «шелка», от которого вниз свешиваются нити, покрытые липкими капельками. Насекомые, например мотыльки и бабочки, задевают нити и прилипают. После этого личинка подтягивает нить и съедает жертву. Чтобы бабочки ловились лучше, личинка излучает сине-зеленый свет, который дает пигмент люциферин из мальпигиевых сосудов — выделительного органа насекомых.

Так выглядят гнезда и ловчие нити личинок:

Нити напоминают паучьи, но состав липких капель, которыми личинка покрывает ловчие нити, не похож на тот, что используют пауки. В отличие от сложного паучьего клея, в комарином нет почти ничего, кроме воды и следов пептидов и мочевины. Ученые отмечают, что мочевину, смешанную с формальдегидом, используют для столярных клеев и в производстве древесно-стружечных плит. Возможно, у личинок роль формальдегида играет неизвестный пока пептид.

Исследование описано в журнале PLOS One.

В России нет пещер со светящимися личинками комаров, зато есть светящиеся черви. Почему они светятся, читайте в материале «Чердака».