У людей с биполярным расстройством высокая невротичность и недостает полезных микробов

Большое исследование команды ученых из США показало, что нет никакой единой причины, ведущей к развитию биполярного расстройства, но есть ряд факторов, объединяющих всех людей, страдающих им.

Биполярное аффективное расстройство (БАР), ранее известное также как маниакально-депрессивный психоз, достаточно распространенное психическое заболевание. По некоторым данным им страдает 5—8 человек из тысячи. О причинах расстройства среди психиатров нет единого мнения. Новое исследование американских ученых позволяет говорить о том, что не существует какой-то одной конкретной причины, но есть несколько факторов, объединяющих всех людей с биполярным расстройством.

Ученые представили результаты более чем десятилетнего наблюдения за 730 больными с диагностированным биполярным расстройством и еще за 270 людьми — без него, в качестве контрольной группы. За это время участников исследования изучили всесторонне: с точки зрения генетики, эмоциональных особенностей, жизненного опыта, истории болезни, особенностей питания, сна, характеристик мышления и так далее.

В частности, ученым удалось найти следующие основные особенности людей, страдающих биполярным расстройством, по сравнению со здоровыми людьми из контрольной группы.:

• В 3,5 раза чаще люди с БАР страдают также мигренями. Чаще у них встречаются и тревожные расстройства, алкоголизм, расстройства пищевого поведения и метаболический синдром.

• В истории жизни людей с БАР намного чаще есть серьезная детская психологическая травма.

• В питании людей с БАР обращает на себя внимание более высокий процент содержания насыщенных жиров. Причем ученые нашли связь между содержанием конкретных жировых молекул и уровнем выраженности симптомов расстройства.

• На уровне кишечного микробиома у людей с БАР обнаруживается меньшее разнообразие и меньшее содержание важных полезных бактерий.

• Трудности со сном в связи с биполярным расстройством четко обнаруживаются только у женщин.

• Личностные характеристики людей с БАР связаны с высокой невротичностью (эмоциональностью).

• У пациентов с БАР часто наблюдаются нарушения в когнитивной сфере, в том числе нарушения памяти.

• Два гена — CACNA1 и ANK3, по-видимому, связаны с большей восприимчивостью к развитию биполярного расстройства, но, вероятнее всего, имеет значение сочетание нескольких генетических факторов.

• Выявлены ключевые особенности речи, связанные с эпизодами мании и депрессии.

Авторы работы подчеркивают, что из их исследования невозможно делать выводы о причинах биполярного расстройства. Но исследование со столь большой выборкой и столь всесторонне проведено впервые. Оно позволяет наметить направления будущих исследований, способов диагностики и лечения биполярного расстройства.

Статья опубликована в издании International Journal of Epidemiology.

Ранее психиатры из Иллинойского университета в Чикаго выяснили, что некоторые распространенные психические расстройства имеют очень похожую физиологическую природу.