38 обезьян заставили придерживаться диеты два года, чтобы сравнить средиземноморскую с западной. Средиземноморская, кажется, победила

Ученые провели диетологический эксперимент, который продлился 31 месяц, на 38 макаках (вначале их было 43, но две не стали сидеть на диете, а три умерли по ходу эксперимента). В ходе эксперимента обезьяны, которые сидели на западной, богатой животными жирами и белками диете, набрали вдвое больше веса, чем группа на средиземноморской диете. Большая часть лишнего веса «западников» приходилась на жир, хотя ели они к концу срока меньше.

Средиземноморская диета состоит в основном из овощей, фруктов, морепродуктов и птицы, в отличие от западной, которая изобилует жирами и белками животного происхождения, красным мясом и продуктами его переработки (которые подводят своего потребителя под повышенный риск рака). Как считается, средиземноморская диета полезна для здоровья, например улучшает когнитивные способности человека. Тем не менее до последнего времени не было длительных исследований, которые бы изучили влияние этой диеты на набор массы тела и потребление калорий. Ученые из США решили это исправить и сравнили средиземноморскую диету с западной, проведя исследование на макаках.

Исследование длилось 31 месяц, что, по словам ученых, для макак соответствует 8—12 годам человеческой жизни. Макак разделили на две группы, которых сперва, чтобы «уравнять», кормили обычной лабораторной едой для обезьян, а затем, через 6 месяцев, пересадили на западную и средиземноморскую диеты.

Состав западной диеты ученые рассчитали так, чтобы он был как можно больше похож на то, что ест средняя американка 40—49 лет (по данным Минсельхоза США). В нее входили такие продукты, как высокофруктозный кукурузный сироп (ингредиент, который в США широко используют как источник сахарозы, например, в кока-коле), кукурузное масло, смалец (жир, вытопленный из сала) и говяжий жир. В состав средиземноморской диеты входили среди прочих рыбная мука, грецкие орехи, фасоль, бананы, яблочное пюре, томатная паста и оливковое масло. В целом, обе диеты были разработаны так, чтобы в них было одинаковым количество калорий и примерно одинаковым соотношение углеводы/белки/жиры и содержание холестерина.

Читайте также: Заглянем друг другу в тарелку. Что можно узнать из результатов крупнейших исследований питания россиян (которых, кажется, никто не заметил)

В ходе испытания диетами ученые смотрели на то, как меняется масса тела животных, масса жировой ткани, потребление калорий и физическая активность.

Сразу после того, как макак перевели с их лабораторной диеты на экспериментальные, в группе с западной диетой потребление резко подскочило: их потребление было 80 ккал на килограмм массы тела против 68 ккал/кг у особей из группы cредиземноморской диеты. Но затем аппетит средиземноморской группы стал расти, а западной падать, и примерно на экваторе эксперимента, на 15-м месяце, группы сравнялись по потреблению энергии, а потом «средиземноморская» обогнала «западную».

Потребление килокалорий на килограмм массы в течение эксперимента. Синий — группа на западной диете, красный — на средиземноморской. Carol A. Shively et al. / Obesity

Индекс массы тела на квадратный метр за период эксперимента. Синий — группа на западной диете, красный — на средиземноморской. Carol A. Shively et al. / Obesity

Слежение за поведением животных показало, что макаки, которые сидели на западной диете, вели себя активнее, но это не отразилось на наборе веса.

Ученые считают, что ожирение в ходе западной диеты можно объяснить в основном составом жиров, которые входили в обе диеты.

Хотя по калориям и соотношению углеводов к белкам и жирам обе диеты не отличались, в составе жиров отличия были весьма значительные. В западной диете насыщенных жирных кислот было примерно на треть больше, чем в средиземноморской. В свою очередь, в средиземноморской больше всего было мононенасыщенных жирных кислот, а содержание полиненасыщенных отличалось не так сильно: всего на 6% больше, чем в западной диете. Возможно, и хороший аппетит макак-«западников» в начале эксперимента связан с составом жиров — предыдущие исследования на грызунах показали, что диета с насыщенными жирами приводит к перееданию.

Кроме неприятных последствий западной диеты ученые отметили еще и увеличение массы жира в печени у особей, которые сидели на западной диете, — на 40%  против 14% в группе с средиземноморской диетой — и повышение уровня инсулина в крови, что можно охарактеризовать как преддиабетическое состояние.

Авторы работы считают, что средиземноморская диета защищает от переедания, ожирения, уменьшает риск диабета и может быть полезна для людей с увеличенной печенью.