Нейронные сети и помощь аллергикам

Интервью с Натальей Ханжиной

Чем занимаются молодые ученые в лабораториях университетов? Как фундаментальные исследования реализуются в прикладных разработках, которые мы можем применять в повседневной жизни? Мы съездили в Университет ИТМО и заглянули в разные лаборатории. Научный сотрудник лаборатории «Компьютерные технологии» рассказала «Чердаку» о нейронных сетях — как они могут распознавать растения и пыльцу, чтобы помогать аллергикам и предупреждать их о начале периода пыления.

Наталья ХАНЖИНА, сотрудник лаборатории «Компьютерные технологии» Университета ИТМО:

— Наверняка многие из вас слышали про такую вещь, как нейронные сети. В настоящее время они просто окружают нас: они в наших смартфонах, в интернете, в приложениях — буквально везде. Они определяют наши вкусы, интересы и потребности. Совсем недавно такое массовое внедрение нейронных сетей было невозможно.

Однако в 2012 году случился прорыв в этой области, и нейронные сети стали побеждать в соревнованиях и решать различные задачи машинного обучения на невероятно высоком уровне. Например, задачи, связанные с классификацией изображений. Именно этой подобластью машинного обучения я и занимаюсь.

В мире 30% людей болеют аллергией. И главной причиной аллергии является пыльца. Хорошо было бы автоматически улавливать в воздухе пыльцу, что на данный момент делается стабильно, и автоматическим же образом распознавать виды растений, дабы понять, является ли эта пыльца принадлежностью растений-аллергенов. И автоматически предупреждать больных о начале периода пыления того или иного аллергена. Именно автоматизацией распознавания изображений пыльцы с микроскопа я и занимаюсь. Я начала это делать, когда еще была в бакалавриате, на третьем курсе, «зеленой» студенткой. Наконец, когда я попала сюда (в лабораторию), у меня появились возможности — как технические, так и серверные, для того чтобы решить эту задачу, можно сказать, полностью. На данный момент по этой задаче на 11 видах растений я получила точность выше 99%, чего не достиг ни один автор и ни одна группа исследователей в мире, несмотря на то что эту задачу пытаются решить последние 70 лет. Результаты своих исследований я буду внедрять на станциях пыльцевого мониторинга по всей России, а в перспективе — и в Европе. По данному исследованию я выиграла личный грант, который поможет мне в этом.

Специфика работы в нашей лаборатории состоит в том, что исследователи имеют большую свободу выбора: они могут выбирать, что именно исследовать, каким образом, с кем им коллаборироваться и т.д. В том числе такая возможность дала старт для меня — для занятия самостоятельной предпринимательской деятельностью. И уже в прошлом году мы с моими коллегами организовали первый стартап в области глубоких нейронных сетей, посвященный разработке системы для автоматической аутентификации автомобилей для пропуска их на закрытую территорию. Сейчас мы внедряем нашу разработку в различных домах. Возможно, она уже внедрена у вас.

Машинное обучение — это не рядовая, а очень крутая и универсальная область. Я объясню почему. На мой взгляд, вы можете заниматься фундаментальными исследованиями, то есть разрабатывать новые алгоритмы или модифицировать существующие, для чего вам понадобится большой математический бэкграунд, а также бэкграунд в области теории вероятностей, конечно же. Также вы можете заниматься прикладными исследованиями, если ваше желание — помогать людям, делать что-то действительно полезное и при этом создавать так называемый личный бренд.

Лазеры, нанофотоника и управление светом

Видеоинтервью с Сергеем Макаровым (ИТМО)

Ограниченность ресурсов и энергии на планете — проблема, которую решают современные исследователи в разных областях. Солнечная энергетика, перовскитные батареи, наночастицы и превращение света в энергию. Развитием каких новых технологий занимаются в лаборатории гибридной нанофотоники и оптоэлектроники и какое у этих разработок прикладное значение? Рассказывает Сергей Макаров, старший научный сотрудник физико-технического факультета Университета ИТМО.

Сергей МАКАРОВ, старший научный сотрудник физико-технического факультета Университета ИТМО:

— Направлением наших исследований является междисциплинарная наука, сочетающая в себе нанотехнологии, физику, оптику, химию, оптоэлектронику и т.д. Здесь проходят обучение аспиранты, студенты, и также существует коллаборация с зарубежными учеными, которые, так сказать, создают новую школу в России. А именно — школу специалистов в таких междисциплинарных областях, работающих на переднем крае науки.

Основной мотивацией, основной движущей силой наших исследований является внедрение новых нанофотонных технологий, когда мы можем локализовывать свет на наномасштабе, управлять им. Например, в солнечных батареях и светодиодах. Еще интересным направлением, которым мы занимаемся, является создание наноразмерных источников света на основе новых материалов — перовскитов. Это позволяет нам создавать лазеры размером в сотни раз тоньше человеческого волоса. [ ... ]

Почему солнце на закате краснеет?

Как мы проверяли научную грамотность москвичей

Вместе с OPEN LAB мы проверяли, что помнят жители Москвы из школьной программы, и задавали им вопросы из разных областей знаний. Почему небо не падает на Землю? Почему зимой холодно? Почему солнце на закате краснеет?

Почему солнце не гаснет?

Как мы проверяли научную грамотность москвичей

Почему солнце не гаснет? Кто такие неандертальцы? Как давно жили динозавры? Смотрите, какие варианты предложили люди на улице.