Текст уведомления здесь

Стартап навыпуск

С прошлого года можно легко превратить свою дипломную работу в бизнес

В ближайшие годы российские вузы смогут принимать отчеты о запуске бизнес-стартапов в качестве дипломных работ. Такую практику Минобрнауки начал внедрять в некоторых учебных учреждениях страны. При этом большинство вузов, более тысячи, пока принимают лишь традиционные выпускные работы, а защита стартапов вместо дипломов разрешена только в 71 учебном заведении. Однако в 2019 году Минобрнауки планирует продолжить внедрение этой практики. Редакция «Чердака» заинтересовалась, есть ли уже какие-то первые результаты у этого эксперимента и можно ли всё же из студенческих дипломных проектов вырастить работающий бизнес, и задала этот вопрос нескольким начинающим технологическим предпринимателям-физтехам.
Добавить в закладки
Комментарии

Один из вузов, участвующих в реализации проекта «Зачти свой стартап за диплом», — Московский физико-технический институт (МФТИ). Еще восемь лет назад, в 2011 году, здесь была открыта базовая кафедра Российской венчурной компании «Управление технологическими проектами», где готовят будущих основателей стартапов и сотрудников технологических компаний. Обязательная часть дипломной работы выпускников — разработка собственного технологического стартапа. При этом нередко дипломные работы студентов вырастают во «взрослый» работающий бизнес.

Как показывает опыт, молодому человеку открыть стартап в университетской среде проще, чем в обычной жизни. В вузе студенты не только получают прикладные бизнес-знания, но и мотивируют друг друга, общаются на курсах с представителями венчурного сообщества, получают доступ к научно-технической инфраструктуре института. Мы побеседовали с выпускниками 2017 года, которые во время обучения в вузе основали собственный бизнес. Они рассказали о своих студенческих проектах и чему научились на кафедре.

Артем Квасов, основатель компании «Гарантия Знаний» — сеть образовательных центров для детей

— Идея открытия технических кружков пришла мне в голову, когда я учился на втором курсе и параллельно подрабатывал репетитором по математике для школьников. Мне захотелось открыть в своем родном Ярославле такой образовательный центр, где детей учили бы инженерии и робототехнике. STEM-образование (Science, Technology, Engineering, Mathematics) в нашем городе было не развито: курсы для школьников ограничивались лишь уроками иностранных языков и подготовкой к госэкзаменам.

Изначально я пошел по пути наименьшего сопротивления — хотел организовывать кружки в школах. Обзвонил все, которые есть в Ярославле, но лишь одна согласилась предоставлять нам кабинет для занятий. Примерно через три месяца из школы пришлось съехать: наших преподавателей отчитывали за каждую мелочь (даже за то, что ножницы на столе лежали «не той стороной»). Тогда я арендовал помещение в центре города.

В 2015 году открылся первый филиал «Гарантия Знаний» в Москве, а в 2016 году — сразу 16 новых учреждений: 5 — в Ярославле и 11 — в столице. Кроме того, в тестовом режиме сейчас работают еще два центра — в Туле и Симферополе. Всего сейчас более 40 полноценно функционирующих филиалов, и мы не планируем останавливаться.

Сама учебная программа кафедры РВК стала сильным подспорьем для дальнейшего развития сети образовательных центров. Защита проекта была моей дипломной работой. Команда стартапа тоже сложилась во время обучения.

В реализации проекта мне помогли управленческие компетенции. Наиболее полезными оказались курсы «Маркетинг инноваций» и «Финансы и оценка проектов». На первом я получил универсальные знания, которые помогают и по сей день развивать собственный отдел маркетинга и улучшать свой образовательный проект. Второй же курс помог взглянуть на свой бизнес через финансовую призму и наиболее реалистично оценить доходность тех или иных изменений в нашем образовательном бизнесе.

Иван Макеев, основатель проекта «Скорочтец» — онлайн-сервиса для обучения скорочтению:

— Я разработал онлайн-сервис по повышению скорости чтения. Суть обучения примерная такая: пользователь проходит несколько этапов, двигаясь от простого к сложному. Выполняя упражнения, обучающийся повышает скорость чтения. Идея проекта связана с моей личной историей. Я всегда любил читать, но меня не устраивала скорость. Часто отвлекался, перечитывал предложения по несколько раз. Весьма распространенная проблема.

Но однажды я сходил на курс скорочтения, и это принесло ощутимый результат. Однако я заметил, что рекомендации, которые дают преподаватели очных курсов по самостоятельной работе после обучения, многими не выполняются. Чтобы закрепить свой результат, я начал искать соответствующие сервисы. Но не нашел ничего подходящего. Так пришла идея создания собственного проекта.

Тогда я учился в МФТИ на кафедре РВК, впереди была дипломная работа. Параллельно изучал программирование, что сильно помогло в реализации стартапа, но коммерческого опыта не было. На кафедре одобрили проект, что и стало стимулом для его воплощения. Полный цикл разработки от создания до первой продажи занял пять месяцев.

Запустить стартап помогли знания, полученные на кафедре. А именно понимание того, как работает рынок. Многие «технари» до последнего дорабатывают свои проекты, а нужно, наоборот, как можно скорее выпустить продукт, получить первых клиентов. Нам объяснили: клиенты могут простить не самый лучший дизайн, временные «баги» программы и пр. Главное — дай им что-то полезное и побыстрее, а не делай нечто идеальное, которое потом будет просто никому не нужно. Я так и поступил — проект заработал.

С опытом я понял, что главное в таком бизнесе — продукт и скорость его выхода, а даже не команда или инвесторы. Да, был период, когда я на какое-то время отодвинул проект на второй план, занялся поисками инвестиций, людей. В итоге продажи упали. А когда вернулся к продукту, дела опять пошли в гору. Время было потеряно. Поэтому я бы хотел посоветовать другим: ставьте на первое место собственный продукт, все остальное уже второстепенно. И всегда спрашивайте себя честно: действительно ли вам так нужны сейчас инвестиции и большая команда? На первом этапе можно развиваться самостоятельно.

Афанасий Лунин, научный сотрудник лаборатории нано- и биотехнологий МФТИ:

— Я разработал проект коммерциализации тест-системы для определения наличия антибиотиков в молоке. Эта разработка стала моей дипломной работой, сейчас я продолжаю развивать ее (помимо других моих проектов).

Изначально моя тест-система не имела конкретного продуктового применения. Я понимал, что разработанный материал способен, например, анализировать вещества в сложных смесях. Но что с этим делать, было неясно, потому что спектр возможного применения этой разработки крайне велик. Совместно с преподавателями кафедры мы придумали и развили коммерческий потенциал проекта — сделали тест для поиска антибиотиков в молоке.

Нацеленность обучения на практическое применение результатов научных исследований, наверное, основное отличие этой программы от академического бакалавриата на Физтехе. Здесь все привязано к реальной жизни. Мы участвовали в стажировках в крупных компаниях, в реальных проектах стартапов. Это все позволило получить представление о сфере технологического бизнеса изнутри.

Отдельно стоит упомянуть курсы по созданию наукоемкого бизнеса, разработке нового продукта и маркетингу инноваций, финансам. Я убежден, что подобные предметы должны быть в программах всех вузов технических и естественно-научных направлений.

Добавить в закладки
Комментарии
Вам понравилась публикация?
Расскажите, что вы думаете, и мы подберем подходящие материалы