Бот в помощь

Об инновациях в сфере образования

Изображение: hopsalka / Фотодом / Shutterstock

Наука не стоит на месте. И за появлением инновационных продуктов невозможно успеть, а во многие очень сложно поверить. В частности, новые технологии активно внедряются в систему образования. Что нового и удивительного мы можем встретить в этой развивающейся и постоянно модернизируемой сфере?

Россия является приверженцем традиционного подхода к образованию. Но и на нашей родине мы наблюдаем повсеместную тягу к информатизации и внедрению IT. На пороге многих российских современных школ мы встретим электронную пропускную систему. Далее вполне можем увидеть информационные табло, заменяющие привычные стенгазеты и стенды, или сенсорные киоски, которые могут рассказать о меню школьной столовой и показать фотоотчет с любого мероприятия.

Зайдем в класс. Здесь и интерактивная доска, и онлайн-журнал учителя, и цифровые учебники. Скоро будет запущен проект «Российская электронная школа», позволяющий получать, например, дистанционное образование. Уже проходят массовые онлайн-конкурсы, онлайн-олимпиады, для участия в которых не нужно даже вставать с дивана.

Здесь же нельзя не упомянуть международные (российские в том числе) OER (Open Educational Resources) — это онлайн-библиотеки, мастер-классы, видеокурсы и видеоуроки, лекции известных и не очень людей и другие открытые образовательные материалы, не ограниченные авторским правом и предназначенные для изучения и свободного распространения.

Особой популярностью сейчас пользуются онлайн-игры — происходит так называемая геймификация образования. Интеграция игровых технологий служит отличным мотивационным средством и мощным механизмом вовлечения детей (да и взрослых) в тот или иной процесс (в данном случае — в образовательный). Например, интерактивная игра, запущенная Google, заключается в прохождении снежным человеком уровней в Гималаях. Попутно она помогает освоить особенности региона и знакомит с его красотами. Или Penjee — бесплатная игра-головоломка, которая учит навыкам программирования: чтобы управлять главным героем, пингвином, нужно в «редакторе» написать код.

В связи с этой повсеместной информатизацией появилась такая тенденция, как BYOD, что расшифровывается Bring Your Own Device («Принеси свое устройство с собой»). Она зародилась в США, но уже активно обсуждается в Европе и в России. Предполагается, что ребенок, который работает на своем гаджете, во-первых, не будет постоянно вводить свои логин и пароль, во-вторых, сможет заниматься как из класса, так и из дома, в-третьих, будет ставить свои закладки в справочных материалах, словарях и др. У BYOD есть и масса минусов, поэтому мнение о тенденции пока неоднозначно.

К слову, использование гаджетов необходимо для создания так называемой дополненной реальности. Для этого нужно установить специальную программу и творить поистине волшебство: накладывать на объекты реального мира объекты виртуальные. Сейчас эта технология более известна по игре Pokemon Go, а вообще появилась она в военной отрасли. В образовании же используется в основном на уроках естественных наук. Например, с помощью дополненной реальности можно на анатомии «разрезать» глаз, «просветить рентгеном» человека, «открыть» череп. Для этого нужно лишь поставить метки и запрограммировать их. Эта технология весьма популярна в медицинских вузах.

VR-очки Google Cardboard. Фото: othree / Wikimedia


Не стоит забывать и о виртуальной реальности. Не так давно в Японии, в префектуре Тиба, была запущена виртуальная школа. Конечно, и проектов виртуальной реальности разработано немало. Например, существует платформа Expeditions, дополняющая уроки географии: виртуальные сотрудники проводят экскурсии по самым экзотическим и непостижимым уголкам планеты. Однако, по мнению исследователей, наиболее подходящей для преподавания в формате VR дисциплиной является физика.

Своего рода «подвид» виртуальной реальности — 3D-моделирование. Эта технология позволяет в виртуальном мире воспроизвести прототип реального объекта. Создание 3D-моделей дает возможность преобразовать многие уроки в более увлекательные и реалистичные. Например, легко получится «построить» виртуальный город с активным уличным движением. С помощью такой модели и моделей дорожных знаков, сигналов светофора и т.п. ученик может стать виртуальным пешеходом, которому предстоит разобраться в ситуации на дороге. И таким образом, конечно, выучить ПДД. Спектр привлечения 3D-моделирования в образование безграничен.

Изображение: hopsalka / Фотодом / Shutterstock


Однако модель можно не только посмотреть на экране — ее можно потрогать, покрутить в руках, если использовать для печати 3D-принтер. С его помощью можно показать, например, сечение параллелепипеда, которое трудно было вообразить на уроках геометрии в былые школьные годы. Такая наглядность помогает лучшему усвоению информации и быстрому запоминанию, а главное — способствует пониманию.

Изображение: Fred Hsu / Wikimedia


Говоря о 3D, вновь упомянем о создании 3D-ручки. Ей можно рисовать и писать в воздухе. За считанные минуты рядом с вами появится Эйфелева башня или, допустим, жираф. Больше ручка, конечно, подходит для творческих занятий. Ее придумала компания WobbleWorks, начинавшая проект с краудфандинга.

А сегодня сбором средств через краудфандинг занимается компания Thames & Kosmos, производящая оборудование для уроков химии. Речь идет о наборе магнитных атомов Happy Atoms, которые соединяются в различные молекулы. Набор дополнен приложением для гаджета, которое сканирует разноцветные молекулы и выводит на экран информацию о полученном соединении: где оно содержится, как ведет себя в организме человека и т.д.

Интересное нововведение — виртуальные лаборатории. В основном это ресурсы, позволяющие провести лабораторную работу на основе опыта. Например, виртулаб-игра экологического направления Citizen Science, разработанная при поддержке американского National Science Foundation, позволит взять пробу воды, провести анализ и дать комментарии к показателям, а затем предложить свои действия и посмотреть, есть ли положительный результат. Или виртулаб по химии — игра Mixed Reception. Она предлагает ученикам провести детективное расследование, опираясь на свои знания по химии.

Есть инновации и в области географии. Среди них — «умные» глобусы. Они знакомят с географией земного шара и расположением созвездий. Например, если дотронуться до того или иного созвездия, появляется красивая подсветка и глобус начинает рассказывать интересные факты о нем. А если выйти из режима «Звездное небо», глобус покажет политическую карту мира. При нажатии на какое-либо государство он продемонстрирует флаг, озвучит исторические сведения об этой стране и даст послушать гимн.

Во многих школах и вузах активно ведутся занятия по робототехнике. Предполагается, что создание роботов развивает полезные навыки, которые могут явиться базисом для большого количества областей: для математики, физики, инженерии, проектирования и черчения. «Бал роботов» и всевозможные выставки роботов напоминают картины из романов писателей-фантастов.

В Индии разработали проект Prepathon — это боты, призванные поддерживать учеников, то есть своего рода тьюторы. Среди них есть бот-мотиватор, высылающий напоминания и слова поддержки; бот, помогающий в поиске эффективного подхода к обучению; бот, подсчитывающий, сколько времени необходимо для подготовки к тесту или экзамену.

С одной стороны, такое активное развитие науки удивляет, действует чарующе, с другой — пугает и завораживает. Поглощение всего привычного цифровыми технологиями — это, конечно, интересно. Но все должно быть дозировано. И хорошо, что наравне со всеми нововведениями продолжают строиться экспериментариумы, музеи наук и другие интерактивные музеи. Будем надеяться, что все это вкупе поможет вырастить умное, эрудированное поколение.

Юлия Левашева


Теги:

Читать еще на Чердаке: