Берегись автомобиля? Часть 2

Как беспилотные автомобили поменяют наши дороги

monicaodo / Фотодом / Shutterstock

Чат машин, теневой рынок алгоритмов, автохакеры и рисковые компьютерные водители — «Чердак» фантазирует о мире, в который пришли беспилотники.

Готовы ли вы пожертвовать своим здоровьем ради других? Кто будет определять правила движения беспилотников? Зачем они современным водителям? Ответы на эти и другие вопросы, которые нужно разрешить человечеству для внедрения беспилотников, читайте в первой части материала, а здесь мы решили сконцентрироваться на более детальных и неожиданных вопросах, которые относятся скорее к будущему, чем к настоящему.


Наши дороги готовы к появлению беспилотников?


Пессимист: Для беспилотника нужна идеальная дорога — с четкой разметкой, грамотно установленными и хорошо различимыми знаками и, конечно, хорошим дорожным покрытием. Вряд ли кто станет обучать компьютер ехать по встречке на какой-нибудь дороге в Тверской области, потому что «та сторона всегда свободна или, в крайнем случае, можно разъехаться, а на своей машину угробишь за пять минут». Поэтому пока беспилотники справляются только с автобанами, скоростными дорогами или улицами тихих европейских городков.

«Естественно, чтобы эффективно эксплуатировать беспилотник, он должен рассматриваться как элемент единой транспортно-логистической системы, должна быть умная дорога, по максимуму должны быть устранены пересечения с обычными дорогами старого типа, — говорит руководитель Международного центра робототехники НИТУ МИСиС Александр Балесный. — Кроме того, возникает целый шлейф дополнительных вопросов: кто будет разгружать и загружать беспилотные грузовики, как они заедут на заправку, кто их там будет заправлять? Для беспилотников нужно создавать целую инфраструктуру».

Оптимист: Современный мир густо замешан на данных и все лучше и лучше учится работать с цифрами. Вокруг новой инфраструктуры будут вырастать целые рынки с молодыми стартапами, занимающимися, например, протоколами обмена информации машин друг с другом или даже машин с умным дорожным полотном. Так новые дороги, стимулируемые экономической выгодой, постепенно распространятся если не повсеместно, то хотя бы на крупные городские агломерации.

Цитата будущего: Открытие новой скоростной автодороги с системой электронной поддержки намечено в Москве на День города. Трасса соединит центр столицы с Новой Москвой: из Троицка до Красной площади теперь можно будет гарантированно доехать за 60 минут, а из аэропорта Внуково — за 40 минут.


Автопилот такой дотошный, и нудный, и правильный — может, сделать его более человечным?


Пессимист: Человек соблюдает все правила дорожного движения только один раз в жизни — когда сдает экзамен на права (ну или несколько раз — кому как повезет с экзаменом). Там он ждет, пока бабушка пройдет наконец бесконечный переход на шесть полос и выберется на тротуар, — в реальной жизни после нескольких таких секунд его линчуют заждавшиеся сзади водители.

«Беспилотник должен быть максимально безопасен, а потому любое препятствие на дороге он начнет объезжать, только когда станет полностью уверен в надежности маневра, — говорит Балесный. — Учитывая наши реалии, это может продлиться хоть полдня. Сложно не создать никому помех во время движения».

Похоже, педантам-беспилотникам и обычным водителям будет непросто ужиться друг с другом, и возможно, поэтому исследователи из Intel и Университета Дармштатда предлагают обучать компьютеры с помощью игры Grand Theft Auto.

Оптимист: «Представьте себе телефон, который работает вероятностно: один раз отправит смс, а один раз нет, — говорит руководитель департамента по созданию беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies, Юрий Минкин. — Вы захотите его купить? Беспилотная машина — это точно такой же механизм, и она не должна работать вероятностно, в одной ситуации соблюдать правила, а в другой нет. Транспортная система должна быть предельна детерминирована, ведь сейчас пробки и аварийные ситуации во многом создает как раз иррациональность человека и непредсказуемость его действий. Поэтому мы при разработке своего ПО закладываем представления, что действия других машин всегда немного хаотичны — беспилотники будут уметь ездить в этих условиях, а когда среда будет становиться более четкой, беспилотники станут еще быстрее и еще лучше».

Цитата будущего: Приобрел модель беспилотной электроники «Конвой Люкс A35» две недели назад и уже хочу отнести ее в магазин. Причина проста: машина тормозит везде, где только может! Пропускает всех — от школьников и бабушек до машин, выезжающих со дворов, и полумертвых кошек! Ездить абсолютно невозможно, заявленным характеристикам техника не соответствует. Алексей, 37 лет.




Беспилотники будут подстраиваться под особенности каждой страны?


Пессимист: В России на дорогах приоритет пешеходов, и большинство водителей постарается любыми силами избежать столкновения с людьми, в Китае приоритет, напротив, у машин, и вы начнете переходить дорогу, только когда точно не помешаете ни одному автомобилю, а в Грузии можно и вовсе оскорбить человека, если не ответить на его приветственный гудок клаксоном.

В каждой стране водят по-разному, и создателям беспилотников рано или поздно придется это учитывать. Либо единые правила будут оставлять коридор для небольших изменений с поправкой на культурные особенности, либо беспилотники будут менять эту самую культуру и станут еще одним оплотом глобализации.

Оптимист: «Беспилотники будут приходить только в культурные, цивилизованные общества, где они могут принести пользу, — говорит руководитель Робототехнического центра фонда «Сколково» Альберт Ефимов. — Вот нужны они сейчас в Ираке? Там ценность человеческой жизни настолько низкая, что беспилотники там бессмысленны, потому что главный драйвер внедрения беспилотных технологий — это сохранение человеческой жизни, экономика сохранения человеческой жизни и здоровья. Так что никаких искусственных подстроек под разные страны беспилотникам не нужно, просто одни культуры к ним уже готовы, а другие еще нет».

Цитата будущего: Среди индийских водителей нарастает недовольство современными беспилотными автомобилями. По их словам, они непредсказуемы, не понимают реалий местных дорог и «даже не пропускают коров». На ближайшую субботу, 8 октября, уже намечен общий митинг таксистов и велорикш у офиса компании Google в столице Индии, Нью-Дели.


Не будут ли все беспилотники одинаковыми?


Пессимист: Если все беспилотники неукоснительно соблюдают одни и те же правила, то почему тогда не сделать их одинаковыми? Так дорожная обстановка станет максимально предсказуемой, а машинам будет легче координировать свои действия.

В этом типичном сюжете антиутопий есть один серьезный недостаток: автопроизводители на такую уравниловку не пойдут. Иначе их машины станут хоть и очень умными, очень надежными и безопасными, но абсолютно идентичными коробками, и привлечь покупателя именно к своему бренду можно будет только постоянным снижением цен (и как следствие, со временем и снижением качества). Так что пользователи сначала лишатся свободного выбора, а потом и самих беспилотных автомобилей.

Оптимист: Такая ситуация возникает не впервые. Производство самолетов тоже очень строго регламентировано, но это не мешает строить и продавать совершенно разные модели. Так что непонятно, почему разные компании вдруг одновременно должны лишиться здравого смысла, отказаться от конкуренции и создать одну большую корпорацию.

Цитата будущего: Альпийские луга, взрывы сверхновых и манифесты либертарианцев — чем вдохновляются самые популярные кар-арт-художники современности?

Изображение: Helle / Фотодом / Shutterstock



А что если появится теневой рынок алгоритмов?


Пессимист: В теории игр есть модель, называемая «трагедия общин». Представьте, что вы живете в селе с большим выгоном, на котором можно пасти только общих коров, но потом самый предприимчивый из ваших односельчан начинает пасти там и свою собственную корову. Ему плюс — общий выгон расположен совсем близко и трава там хорошая, а все остальные даже ничего не заметят — поле очень большое, но потом за первым следует второй, третий, четвертый сельчанин и все рушится. Каждый думал схитрить и каждый был уверен, что останется незамеченным, — все вместе они растратили общий ресурс почти до нуля.

Нечто похожее со временем может случиться и на рынке беспилотников. Кто-нибудь из производителей выпускает модель с более смелым, агрессивным стилем вождения, пользователи чувствуют, что так они меньше тратят времени на дорогу и при этом ничем не рискуют (другие машины остаются тихими, спокойными и законопослушными, и поэтому до аварий дело не доходит) и начинают чаще покупать именно эти беспилотники (или готовы выкладывать за них большие деньги и покупать их незаконно, на черном рынке).

Оптимист: Со временем таких агрессоров будет все больше и больше и на дорогах они будут все чаще встречаться друг с другом, а не с обычными тихонями (это описывает другая модель теории игр — «ястребы и голуби»). В результате начнутся аварии и постепенно рынок сам отрегулирует соотношение законных и теневых алгоритмов.

«Более агрессивный режим вождения чреват травмами, жертвами, битыми машинами и большими страховыми выплатами, — говорит Альберт Ефимов. — Если производители станут полностью ответственным за свой софт и за свои машины, как это наверняка и будет с беспилотниками, никто из них даже и думать не будет про такую нечестную игру. Это просто невыгодно».

Цитата будущего: В России ужесточат штрафы за превышение скорости: теперь ответственность будет предусмотрена, начиная с превышения установленных скоростных ограничений на 5 км/ч и больше.


Беспилотник может взломать хакер?


Пессимист: Чем-то похожим занимаются ученые Чжэцзянского университета (Китай) и университета Южной Каролины (США), которые пробовали обмануть сенсоры Tesla Model S несколькими разными способами. Они засвечивали камеру обычным светодиодным фонариком, сбивали ультразвуковой детектор, посылая на него звуковые сигналы схожей частоты, и подавляли шумами работу микроволнового радара.

В результате машина гораздо хуже распознавала окружающую обстановку и могла, например, из-за подложных сигналов увидеть машину там, где в реальности ее не было.

Оптимист: Специалисты Tesla отреагировали на исследование сдержанно: они поблагодарили ученых за работу, но отметили, что к реальному миру она имеет слабое отношение. Все испытания хакеры проводили в статичных условиях гаража. По их словам, тот же генератор микроволнового излучения работает только в радиусе 20 метров, а стоит десятки тысяч долларов. Так что потенциальным злоумышленникам придется еще прилично вложиться как финансово, так и интеллектуально, чтобы взломать летящую по дорогам «Теслу» наверняка.

Цитата будущего: По горизонтали. 3. Человек, незаконно вмешивающийся в работу компьютеров, управляющих автомобилями, автобусами и другим беспилотным транспортом (9 букв).




А диверсии ради страховых выплат?


Пессимист: Поскольку всю ответственность за аварии берут на себя производители, это может запустить целую волну диверсий: человек специально бросается под колеса беспилотнику, а потом получает компенсацию.

Оптимист: Точно такие же истории происходят и с обычными автомобилями, только страдают от них не производители, а водители машин, которых могут привлечь к административной (лишение прав, штраф), гражданской-правовой (моральная компенсация, взыскиваемая пострадавшим через суд) и уголовной ответственности (лишение свободы), даже если сбитый пешеход перебегал дорогу в неположенном месте и с грубым нарушением всех дорожных правил. Впрочем, если водитель докажет, что наезд был совершен в силу непреодолимых обстоятельств (природная катастрофа, ДТП с участием другой машины) или по преднамеренному умыслу пешехода, тогда ответственность будет снята. Такие же поправки наверняка будут предусмотрены и в правилах движения беспилотного транспорта.

Цитата будущего: Ищем людей для интересного проекта, сочетающего как работу в офисе, так и выезды на объекты, связанные с общественным транспортом. Заработок от 5 тысяч рублей в сутки. Славянская внешность и отсутствие судимостей обязательны.


Чем я займу столько свободного времени за рулем?


Пессимист: Часто говорят о дополнительном свободном часе в день после прихода беспилотников: вместо того чтобы рулить по пробкам, человек может спокойно откинуться в кресле и заняться своими делами, но вспомним, чем занимаются стоящие без дела таксисты — спят, говорят друг с другом и смотрят сериалы. Сконцентрироваться на каких-то более сложных действиях будет непросто, а потому производителям развлекательного контента стоит начать готовиться к приходу беспилотников уже сейчас — скоро их аудитория может значительно вырасти.

То же самое относится и к производителям алкоголя — сухой закон за рулем может стать уже не актуальным.

Оптимист: Это не вопрос к технологиям и не вопрос к производителям. Каждый человек сам решает, что делает со свободным временем. Иначе стоило бы всерьез задуматься не только о беспилотниках, но и о роботах-пылесосах, стиральных машинах и даже электрических плитах, ведь еду можно готовить и на костре.

Цитата будущего: Введите начальную и конечную точку маршрута, а также желаемый формат (фильм, документальный фильм, сериал, выпуск новостей, видеоподкаст и т.д.) и тематику видео, которое вы хотите посмотреть в поездке. Дальше программа сама подберет несколько оптимальных вариантов, исходя из продолжительности поездки и вашей истории просмотров.


За минуту на Земле происходит очень много разных событий. Так что час свободного времени в день для всех водителей может сильно поменять мир


Укачивать не будет?


Пессимист: Сейчас водителей укачивает гораздо реже пассажиров, потому что они подсознательно готовятся к каждому маневру, знают, куда повернет автомобиль, и даже стараются скомпенсировать его перемещение едва уловимыми движениями тела. Пассажиры в езду вовлечены меньше, и поэтому их визуальная картинка, чаще всего вполне плавная и размеренная, часто входит в противоречие с данными вестибулярного аппарата, что и заканчивается тошнотой.

В идеальных беспилотниках номинальные водители управлять движением автомобиля уже не будут и, превратившись в пассажиров, тоже могут почувствовать приступы морской болезни.

Оптимист: Проблема с укачиванием, что очевидно, до сих пор не угробила индустрию такси, а значит, справятся с ней и беспилотники. В конце концов, существует масса лекарств, помогающих выжить даже в самой сильной морской качке.

Цитата будущего: Способ применения и дозы: положить под язык и держать до полного растворения. Принимать препарат за 15 минут до начала поездки и далее каждые 90 минут, если поездка длится дольше двух часов. Рекомендуемая доза для взрослых — 150 мг. Рекомендуемая доза для детей — 100 мг.

Зачем мне все-таки покупать беспилотник? И так вроде все нормально...


Оптимист: «Я занимался автоспортом, очень люблю ездить на машинах и очень давно езжу, — рассказывает Иван Кошуринов, директор фирмы «Микрорадар», занимающейся разработкой различных сенсоров как для обычных, так и для беспилотных автомобилей. — Но, например, сегодня я выехал в три часа ночи из своего дома в Нижнем Новгороде, чтобы к девяти приехать в Москву в налоговую, и сейчас понимаю, что эти шесть часов я провел абсолютно бесполезно. Не поспал, не получил удовольствия, ничего не сделал. Вождение — это кайф, и я думаю, оно еще очень долго не умрет, но вот этот переезд я бы с радостью отдал машине с возможностью включения беспилотного режима».

Немного другие планы на личный беспилотник у Александра Балесного: «По моему мнению, беспилотники — это элементы транспортной системы для быстрого перемещения грузов, для сельского хозяйства или для других нишевых задач. Полностью обычные машины они не вытеснят, но все-таки могут быть очень полезными. Вот, например, подъехал ты к дому, вышел из машины и пошел ужинать, а она сама запарковалась на ночь и утром в нужное время уже снова стоит у подъезда — удобно. Или хозяйка пошла в универсам, а он берет детей и отвозит в школу. Тоже хорошо!»

Одним словом, причины на покупку своего личного беспилотника могут быть самыми разными, хватило бы только фантазии.

Реалист: Впрочем, без личного автомобиля можно легко обойтись. Набирающий обороты каршеринг отлично сочетается с беспилотным транспортом, так что вполне вероятно, что в будущем беспилотный автомобиль проще и удобнее будет арендовать, чем купить.
Михаил Петров
Теги:

Читать еще на Чердаке: