Прибытие на Марс

Готовимся к посадке «Скиапарелли», стучим по дереву, держим кулаки

Посадка «Скиапарелли». Иллюстрация: ESA/ATG medialab

«ЭкзоМарс» совершил последний маневр перед отделением спускаемого модуля «Скиапарелли», который через несколько дней должен прибыть на Марс. Как это будет происходить, сколько «Скиапарелли» проработает на планете и что может пойти не так, читайте в материале «Чердака».

«ЭкзоМарс-2016», запущенный 14 марта 2016 года, состоит из орбитального модуля TGO (Trace Gas Orbiter), предназначенного для изучения газов, содержащихся в атмосфере Марса в малых количествах, которые могут свидетельствовать о геологической или даже биологической активности на планете, и спускаемого модуля «Скиапарелли», который 16 октября должен отделиться от TGO, а 19 октября — сесть на Марс.

Череда неудач

До сих пор успешной доставкой марсоходов могли похвастать только американцы: они отправили на Марс четыре марсохода, два из которых — Opportunity и Curiosity — на данный момент продолжают работать.

Место посадки «Скиапарелли»
Место посадки «Скиапарелли». Иллюстрация: Background image: MOLA Science Team; Map: ESA

«NASA прошла свой путь от простого к сложному, имеет как неудачный, так и успешный опыт. В частности, они выучили урок: экономия на космосе — плохая идея. Либо делать за реальную цену, либо сидеть дома», — считает Виталий Егоров, популяризатор космонавтики, также известный как блогер Zelenyikot.

Советский Союз отправил на Марс несколько спускаемых аппаратов, но их постигла печальная участь: «Марс-2» разбился при посадке, «Марс-3» сел на Марс, но перестал подавать сигналы через 14,5 секунды после этого, «Марс-6» отключился еще до посадки, а «Марс-7» промахнулся мимо планеты. У России до сих пор была одна попытка отправить космический аппарат к Марсу, точнее — к его спутнику Фобосу. «Фобос-Грунт» должен был доставить на Землю образцы грунта спутника, однако дальше земной орбиты аппарат не улетел и в конце концов сгорел в атмосфере.

Еще один марсоход, Beagle-2, отправило Европейское космическое агентство. Он добрался до поверхности Марса в целости и сохранности, но у него не развернулись две из четырех солнечных панелей, и он не смог связаться с Землей.

По мнению Виталия Егорова, неудачи связаны, в частности, с попытками сэкономить на космической технике. «Фобос-Грунт» — сложнейшую и амбициозную миссию — реализовывали в условиях жестокого недофинансирования. У европейцев на Beagle-2 половину бюджета собирали краудфандингом», — пояснил он.

На «ЭкзоМарсе» тоже экономят. «Русских пригласили именно из-за того, что сами не тянули. В результате Россия дает два «Протона» (в этом опыт есть) и делает посадочную платформу для марсохода в 2020 году (в этом у нас опыта нет)», — сказал Виталий Егоров.

Если все пойдет по плану

После отделения 16 октября «Скиапарелли» 19 октября войдет в марсианскую атмосферу на высоте 121 километр со скоростью 21 000 км/ч. В следующие 3-4 минуты он замедлится из-за сопротивления атмосферы.

От высокой температуры его должны спасти капсула из армированного углепластика, выдерживающего температуру до 1850 градусов по Цельсию. На высоте 11 километров «Скиапарелли» выпустит парашют, который позволит ему замедлиться до 250 км/ч. Затем аппарат сбросит термостойкую защиту и парашют и включит двигатели, которые скорректируют его снижение.

Защита «Скиапарелли» от высокой температуры
Защита «Скиапарелли» от высокой температуры. Фото: Airbus Defence and Space SAS 2014 A. Gilbert

Когда до поверхности останется два метра, двигатели выключатся и «Скиапарелли» упадет. Все это займет около шести минут. Действия «Скиапарелли» запрограммированы, в процессе он не будет получать команд с Земли.

Сев на Марс, «Скиапарелли» подаст сигнал на TGO, а полный набор данных передаст днем позже.

И все же пока «Скиапарелли» не сел на Марс, остается вероятность, что что-нибудь пойдет не так. «При самом плохом сценарии будет как с Beagle-2 — уйдет в атмосферу и не подаст признаков жизни с поверхности. Может — как с «Марс-6» — отключиться при касании с поверхностью. Может вообще мимо планеты промахнуться, но это совсем уж маловероятно», — отметил специалист.

Что узнает «Скиапарелли»

Запланированное время работы на поверхности — всего несколько дней, так как у «Скиапарелли» нет солнечных панелей или других источников энергии, кроме батареи, заряда которой хватит ненадолго.

Основная задача «Скиапарелли» — отработать технологию входа в атмосферу, снижения и посадки, что и отражено в его полном названии — Schiaparelli EDM — Entry, Descent, and Landing Demonstrator Module. Поэтому на нем есть лишь небольшой набор научных инструментов и техническая камера, задача которой — сделать снимки в процессе посадки модуля.

«Там есть несколько приборов для изучения атмосферы и электрических эффектов на поверхности. Изучение статического электричества имеет и научную новизну, и технологический смысл. Например, существует гипотеза, что «Марс-3» вышел из строя из-за коронного разряда, вызванного статическим электричеством. Хотя главная цель — научиться садиться на Марс», — объяснил Виталий Егоров.

Отправка на Марс полноценного марсохода планируется в рамках второй части проекта «ЭкзоМарс» в 2018 году.