«Мирное» время

Подвиги и катастрофы первой многомодульной орбитальной станции

Орбитальная станция «Мир». Фото: архив NASA

20 февраля 1986 года Советский Союз отправил в космос станцию «Мир». Она провела на орбите 15 лет вместо запланированных пяти, приняла космонавтов и астронавтов из 12 стран, пережила пожар и столкновение с кораблем «Прогресс» и наконец затонула в Тихом океане. «Чердак» вспоминает героическую историю первой модульной орбитальной станции.

Впервые идея создания многомодульного орбитального комплекса появилась еще в 1976 году, и за 10 лет на базе уже существовавших на тот момент одномодульных станций «Салют» была разработана станция совершенно нового типа. Ее можно было собрать по частям и сделать очень большой, раз за разом присоединяя все новые модули. Пуск первого модуля был назначен на 16 февраля 1986 года. Но из-за непогоды связь с центром управления была потеряна и старт отложили. Только через четыре дня «затравка» будущей станции — базовый блок — все же отправилась в космос с космодрома Байконур.

Внутри блока было все необходимое для жизни экипажа, управления и связи с Землей: все бортовые системы, рабочий — и одновременно обеденный — стол, медицинская стойка, спортивные тренажеры и даже две небольшие каюты, где капитан и помощник капитана могли «лечь» спать, прикрепившись к стене. Посмотреть на первый модуль станции «Мир» изнутри можно в нашем видео из Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина:

Космонавтам в этом модуле было почти все знакомо, так как внутри он во многом походил на «Салют». Главное отличие «Мира» от семи предыдущих долговременных орбитальных станций заключалось в том, что с помощью стыковочных отсеков к базовому блоку можно было присоединить другие части станции. Первой такой «деталькой» космического конструктора стал научный модуль «Квант». Прежде всего он предназначался для астрофизических наблюдений, но установленные на нем гироскопы на протяжении длительного времени служили и для ориентации станции в пространстве. К 1996 году к станции добавилось еще пять модулей: научные «Квант-2», «Кристалл», «Спектр», «Природа» и стыковочный отсек для прибывающих на станцию американских шаттлов.

Корабль «Союз», пристыкованный к станции. Фото: Wikipedia

Используя научное оборудование «Мира», ученые наблюдали вспышки сверхновых, черные дыры и атмосферу Земли, космонавты выращивали на станции полупроводниковые кристаллы, синтезировали органические соединения и сами служили подопытными: медики и биологи исследовали на них влияние космического изучения на человека. Российский сегмент МКС лишь в 2015 году сравнялся с «Миром» по количеству научного оборудования. Впрочем, сравнение это весьма условно: космические бухгалтеры «подсчитывали» лишь массу доставленных на борт установок и не учитывали, что современные приборы зачастую гораздо легче советских аналогов.

Жизнь на борту

Жизнь космонавтов на борту была расписана по часам: подъем, научные эксперименты, два часа занятий спортом, восемь часов сна. Но каждый день оставалось и немного личного времени. «Я брал с собой на «Мир» штук 15 обыкновенных магнитофонных кассет, — вспоминает начальник Космоцентра Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, летчик-космонавт Салижан Шарипов. — Мы часто устраивали коллективное прослушивание музыки на борту. У нас тогда был на станции один компьютер, диктофоны, кассетные плееры, которые проигрывали кассеты формата VHS. То есть у нас был достаточно небольшой объем информации и при этом физически очень большие объемы носителей этой информации». Но больше всего в свободное время Шарипов любил смотреть в иллюминатор: «Читать книжки и смотреть фильмы можно и на Земле, а я очень любил смотреть на Карибы. Для меня это самая красивая, самая контрастная часть планеты».

Каждый день космонавты связывались с Землей, но только раз в две недели им удавалось увидеть родных. «Нам устраивали сеансы видеосвязи с родными и друзьями, когда они приезжали в Центр управления полетами в Королеве. При этом сеансы связи были достаточно короткими, так как были возможны только во время пролета станции над территорией нашей страны, а это меньше 10 минут», — вспоминает Шарипов.

Обитатели «Мира»

Станция «Мир» была рассчитана на пять лет пребывания в космосе, но продолжала использоваться вплоть до 2000 года. За это время на ней побывало 104 космонавта из 12 стран. Первым иностранцем на борту стал сириец, а американцев на станции «Мир» было даже больше, чем россиян.

Внутри станции «Мир». Фото: архив NASA

Космические аварии

Разумеется, что за столько лет не обошлось без происшествий. Первое из них случилось еще при стыковке базового блока с исследовательским модулем «Квант»: какой-то непонятный предмет попал в стыковочный отсек, и космонавтам пришлось вне плана выходить в открытый космос, чтобы удалить его оттуда. Оказалось, что стыковке мешал улетевший мешок со средствами личной гигиены кого-то из космонавтов. Но по-настоящему неудачным для станции стал 1997 год, в течение которого произошли целых три серьезные нештатные ситуации: пожар, утечка из системы кондиционирования и столкновение грузового корабля «Прогресс-М34» с модулем «Спектр». Все они, по счастью, благополучно разрешились, и никто из находившихся на борту космонавтов не пострадал.

В праздничный день, 23 февраля 1997 года, на станции «Мир» находились сразу шесть человек, члены 22-й и 23-й экспедиций. Новая экспедиция прибывает на станцию еще до того, как предыдущая отправилась на Землю, но система подачи кислорода не была рассчитана на такое число пассажиров, и для того, чтобы в момент «пересменки» кислорода хватило на всех, использовались специальные кислородные шашки. Неожиданно одна из них воспламенилась. Начался пожар, станцию заполнил едкий дым, а путь до одного из двух пристыкованных к ней модулей на случай эвакуации «Союзов» оказался отрезан. При этом огонь в космосе куда опаснее, чем на Земле: на станции быстро выгорает весь кислород, а в невесомости пламя водой не зальешь. В конце концов, пожар удалось потушить с помощью огнетушителя. Но космонавты еще долго ходили в респираторах и избавлялись от летающих всюду хлопьев пены.

В марте того же года на станции последовательно отказали три системы получения кислорода, и тут же началась утечка из системы кондиционирования. Температура повысилась до 50°С. Справиться своими средствами с аварией космонавты не смогли, и в начале апреля на орбиту экстренно был отправлен «Прогресс-М34» с кислородными шашками, водой и материалами для ремонта. Однако устранить поломку удалось лишь к концу месяца: многие трубы системы кондиционирования растрескались от времени.

Солнечная батарея, поврежденная при столкновении с кораблем «Прогресс-М34». Фото: архив NASA

Не прошло и двух месяцев, как станцию постигло новое несчастье: во время эксперимента по ручной стыковке «Прогресса-М34» с «Миром» управление кораблем было потеряно и он врезался в станцию, повредил одну из солнечных батарей и оставил пробоину в модуле «Спектр». Чтобы не допустить разгерметизации всего орбитального комплекса, «Спектр» пришлось в буквальном смысле отрезать от остальной станции: не просто плотно закрыть ведущие в него люки, но и перерубить проходящие через модуль провода. Энергоснабжение станции было нарушено, и восстановить его удалось только к августу. Утечку воздуха из поврежденного модуля устранить так и не удалось.

На дне океана

После всех этих катастроф стало очевидно, что работать на станции «Мир» небезопасно, а просто так держать ее в космосе слишком дорого, поэтому было решено свести комплекс с орбиты и затопить его в Тихом океане. 23 марта 2001 года большая часть станции сгорела при прохождении атмосферы, а оставшиеся осколки упали неподалеку от островов Фиджи. Вместе со станцией на дно ушли все научные приборы и личные вещи космонавтов, например передававшиеся от экипажа к экипажу новогодние елки и костюм Деда Мороза.

Затопив «Мир», Россия смогла активнее включиться в программу по созданию российского сегмента Международной космической станции, которая была запущена в 1998 году и летает до сих пор. «Чердак» уже рассказывал о том, из каких модулей состоит наша часть станции и как космонавты готовятся к работе на ней.
Анна Шустикова