Знай наших! О диете и генетике

Как строгая мясная диета меняет геном? И почему хищники быстрее вымирают? О связи между диетой и генетикой смотрите в новом выпуске «Знай наших».

Всем привет! С вами Анна Шустикова и новости российской науки «Знай наших».

«Ты то, что ты ешь» — наверное, вы не раз слышали эту фразу. Но для того, чтобы она звучала чуть более правдоподобно, тут же стоит добавить: «Ты то, что ели твои предки». Ведь их пищевые привычки — предпочитали они мясо, растительную пищу или были всеядны — должны были неминуемо отразиться в геноме потомков. Так чем же отличаются гены настоящих мясоедов и строгих вегетарианцев? Попытаемся ответить на этот вопрос, опираясь на работу международной группы исследователей, в которую в том числе вошли ученые из СПбГУ.

В своей работе они сравнили геномы млекопитающих, относящихся к трем группам: хищники, всеядные и растительноядные. Среди хищников было несколько видов кошачьих, полярный медведь, косатка и тасманский дьявол, среди всеядных — человек, мышь, собака, свинья и опоссум, а среди растительноядных — панда, корова, лошадь, кролик и слон. Причем авторы не только воспользовались уже известными геномами млекопитающих, но также прочитали и собрали в цифровом виде геном дальневосточного или амурского леопарда — самой редкой большой кошки на сегодняшний день.

В результате сравнение показало, что в геноме хищников есть много специфических изменений, связанных с их строгой мясной диетой. Это и большое число генов, отвечающих за работу мышц, повышенную двигательную активность, усвоение жиров, и, напротив, сниженное число генов, связанных с расщеплением сахарозы, крахмала или обезвреживанием растительных ядов. Причем многие из этих признаков общие для совершенно разных хищников, будь то домашняя кошка или косатка, а у разных видов кошачьих адаптации в геноме особенно близки. При этом у всеядных и травоядных млекопитающих таких общих адаптаций к диете оказалось гораздо меньше. То есть получается, что для того, чтобы стать хищником и забраться на самую вершину пищевой цепи, необходимо испытать на себе серьезное давление со стороны отбора.

Кроме того, строгая мясная диета, кажется, имеет и еще одно последствие — небольшое генетическое разнообразие популяций. Особенно это заметно у кошачьих: дальневосточных леопардов, гепардов и даже львов — не волнуйтесь, о домашних котиках речи здесь не идет. Получается, что, скорее всего, из-за ограниченной диеты отдельные виды хищников оказываются менее гибкими, хуже адаптируются к изменениям среды и быстрее вымирают. Ученые надеются, что подобные работы помогут в дальнейшем лучше разобраться с изучением и составлением диет для людей.

А я на этом прощаюсь с вами! Больше интересного о связи пищевых привычек с изменениями в геноме читайте на нашем сайте. И до встречи!

Анна Шустикова