Живущие в сети

Как люди пользуются соцсетями в разных уголках мира

Фото: Duncan Hull / Flickr

О соцсетях говорят разное: они делают нас нарцистичными индивидуалистами, отвлекают от работы и учебы, мешают заводить реальных друзей и так далее. Дэниел Миллер, создатель кафедры цифровой антропологии из Университетского колледжа Лондона, и его студенты, участвующие в проекте Why We Post («Почему мы постим»), решили выяснить, как и зачем люди на самом деле используют соцсети.

Ученые не ограничились анализом постов в Facebook или экспериментами на студентах, а провели полевые исследования в девяти точках земного шара. Результаты они выложили на сайте колледжа.

Кровь и плоть

Соцсети иногда обвиняют в том, что они способствуют индивидуализму. Но Миллер и его студенты считают, что это не так. Например, шахтеры на севере Чили, многие из которых работают всю неделю и видят семьи лишь на выходных, поддерживают связь через интернет. На юго-востоке Турции соцсети помогают сохранять общность больших семей в тех случаях, когда кто-то из членов семьи переселяется в город и приезжает навестить родственников только изредка. Общение в соцсетях дает им возможность видеть друг друга, помогать, например, пересылать из города вещи, которые нельзя купить в деревне, и участвовать в важных событиях, таких как рождение детей. Так что, когда семья снова воссоединяется, у них нет ощущения, что они провели годы по отдельности.

В Турции вообще принято постоянно общаться в соцсетях с семьей, даже если родственники разлучаются всего на несколько дней

Даже холодноватые англичане в соцсетях демонстрируют некоторое стремление к социализации. Вступают в тематические группы, например собачников, для поиска новых друзей или добавляют дальних родственников и прочих знакомых в друзья на Facebook, что позволяет вроде как оставаться на связи, но и не тратить время на встречи с ними.

Интернет — школа жизни

С одной стороны, соцсети отвлекают от учебы, особенно от домашних заданий. Правда, отмечают ученые, несмотря на это родители часто поощряют детей пользоваться новыми технологиями коммуникации, чтобы те были «как все».

С другой стороны, люди, которым школьные предметы не нужны для дальнейшей карьеры, активно используют соцсети и ролики на Youtube как источник практических знаний. В пример ученые приводят парня, живущего на северо-востоке Бразилии. Он начинающий парикмахер и учится делать модные стрижки или использовать средства для укладки по тем материалам, которые выкладывают в Facebook и Youtube профессионалы в этой области.

В одной из китайских деревень женщины учатся танцевать по видео из Интернета и делятся этими видео через соцсети

При этом благодаря ориентированности соцсетей на фото и картинки, ими пользуются люди, которые вообще не умеют читать.

Соцсети — двигатель торговли

В Китай и Чили в соцсетях процветает мелкий бизнес, такой как продажа косметики или доставка суши. Если на ферме образовался избыток яиц, можно просто выложить в соцсети фото с предложением купить, если кому надо. Люди доверяют таким продавцам больше, чем крупным онлайн-магазинам.

Крупным компаниям, которые хотят воспользоваться соцсетями для увеличения продаж, специалисты также советуют быть более человечными — 80% постов посвящать коммуникации с пользователями, и лишь 20% — собственно рекламе.

Видимо, следуя подобным советам, рестораны и магазины и пишут все эти приторные «С первым снегом!». Цензура — «Чердак»

Как улучшить карму

В Индии люди используют Facebook для улучшения своей кармы. Для этого существуют разные способы: постить изображения богов, вдохновляющие послания, истории и поэмы. Например, 47-летний архитектор Видья Шанкар начинает каждый день с того, что постит картинку одного из индуистских богов, чаще всего Кришны или Ганеши. Он публикует картинки около 6 утра так, чтобы его друзья точно их увидели. Так Видья улучшает свою карму и помогает в этом деле другим.

Жанровая классификация селфи

Соцсети ассоциируются с селфи, авторов которых часто высмеивают за самолюбование. Изучая селфи, Миллер и его студенты обнаружили, что эти фото отнюдь не всегда признак нарциссизма.

Исследователи выделили три типа. «Классическое селфи», когда человек фотографирует себя в наиболее привлекательном виде и выбирает самый удачный кадр из сотен снимков.

Наиболее выгодный ракурс для селфи получается, если фотографировать себя сверху

Цель «классических селфи» — не только самолюбование. В Италии исследователи приводят в пример девушку по имени Алессандра. Она регулярно постит свои фото, для которых тщательно наряжается, причесывается и делает серьезное лицо, в то время как в обычной жизни она веселее и носит одежду попроще. Селфи для нее — способ соответствовать представлениям общества о том, как нужно выглядеть, тем более что Алессандра ищет себе жениха.

Более популярным жанром являются групповые селфи с друзьями. На острове Тринидад задача девушек, которые постят селфи, — вписаться в определенную социальную группу. Например, показать связь со старыми друзьями, с которыми девушка проводит выходные, или, наоборот, энтузиазм к новой работе: для этого вывешивают фотографии в офисной одежде с подписями типа «Я готова к работе сегодня!!»

Еще один жанр — «уродливые селфи». Такие фото делают с самым дурацким выражением лица и с самого невыгодного ракурса, а потом отправляют близким друзьям, чтобы вместе поржать над снимками. «Уродливые селфи» — это способ показать доверие и впустить людей в личное пространство, люди как бы говорят ими: «Смотри, перед тобой я не боюсь выглядеть смешно».

«Девушки из высшего общества»

Селфи по-разному используют в разных регионах. В Бразилии люди стараются выглядеть на фото как можно более успешными в жизни. Они фотографируются на нейтральном фоне, чтобы скрыть неоштукатуренные стены домов своих деревень, в спортзалах (для жителя деревни позволить себе спортзал — это дорого и круто), в бассейнах (ну и что, что бассейн не твой), за едой (особенно какой-нибудь дорогой едой типа говядины) и так далее. А вот в Чили, напротив, гламур мало кого волнует. Люди фоткаются в обыденной обстановке, в очередях, на улицах, на работе.

Фото в обычном виде посрамили бы бразильского подростка, а чилиец вполне может сфотографировать свои ноги, лежа перед телевизором, и выложить снимок в сеть

Не все соцсети дают пользователям возможность притвориться богаче, чем они есть. В Китае многие сети присваивают пользователям рейтинги, основанные на количестве времени, которые они проводят в данной сети. Бедность и, как следствие, ограниченный доступ к Интернету плохо сказываются на позиции в рейтинге.

Свобода в рамках

Реальные социальные связи и положение в обществе также заставляют людей тщательно выбирать, что постить и с кем дружить. Например, итальянская школьная учительница Альберта не пишет на Facebook о политике, потому что не хочет ссориться с теми друзьями, которые не разделяют ее взглядов. А вот в Англии отношение к политике более легкое, люди не так сильно боятся обидеть друзей, так как отзываются о ней с изрядной долей юмора.

О политике, любви и прочих чувствительных вещах людям помогают рассуждать мемы. Изображение: risovach.ru

В Индии, где деление на касты играет важную роль в жизни общества, люди иногда заводят по два аккаунта: один для общения с теми, принадлежит к их касте, другой — для друзей, которые могут принадлежать и к более низким кастам. Например, Раджив, инженер, живущий в одной из индийских деревень, обзавелся во время учебы друзьями из разных слоев общества, для них он завел аккаунт с картинкой вместо фото в профиле и именем, которое известно только им.

В Турции секретные аккаунты в Facebook становятся отдушиной для многих молодых незамужних женщин, которые в отличие от мужчин не могут проводить вечера вне дома и тусить с друзьями. Соцсеть дает им возможность вести социальную жизнь, общаясь с сотнями друзей из разных стран, и заводить романтические отношения до брака.

К секретным аккаунтам прибегают и другие пользователи сети, которым хочется скрыть свою личную жизнь от родственников и друзей. Например, люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией

В целом, если в западных странах люди в основном видят в соцсетях угрозу своей частной жизни, на Востоке они, наоборот, дают пользователям возможность оградить некоторое личное пространство от посторонних. Например, в индустриальных городках Китая работницы фабрик часто живут по нескольку человек в одной комнате и не имеют никакой возможности хранить секреты друг от друга, а английское слово privacy («приватность», «конфиденциальность») вообще не имеет адекватного перевода. Соцсети дают им возможность ограничить доступ к своему профилю лишь группой друзей или общаться в личных сообщениях, которые кроме адресата никто не прочитает, и таким образом получить некоторое приватное пространство, хоть и виртуальное.

Теги:

Читать еще на Чердаке: