Учиться, чтобы выжить

Ученые выяснили, почему образованные люди дольше живут

Во время приема документов на поступление в Уральский федеральный университет (УрФУ). Фото ИТАР-ТАСС/ Антон Буценко

Повышенная смертность пожилых людей с низким уровнем образования в значительной мере объясняется высокими показателями воспаления.

Об этих исследованиях «Чердаку» рассказал Владимир Школьников, научный руководитель Центра демографических исследований Российской экономической школы и заведующий лабораторией демографических данных Института демографических исследований общества Макса Планка (Германия).

— Насколько высок в России уровень смертности?

— В нашей стране на протяжении четырех десятилетий преобладал рост смертности, который продолжался с 1965 по 2003 год. В 2004—2014 годах смертность россиян существенно сократилась, но все еще остается высокой.

Уровень смертности заметно отличается по группам населения. Эпидемиологические и демографические исследования указывают на большие различия в смертности в зависимости от уровня образования и дохода, причем в нашей стране эти различия даже выше, чем в других странах.

Для России есть оценки смертности в зависимости от уровня образования за 1978—79, 1988—89, 1994 и 1998—99 годы. После из свидетельства о смерти исключили информацию об образовании умершего.

В 1998 году ожидаемая продолжительность жизни 30-летних (когда образование уже закончено) для всей России составляла для женщин: около 53 лет — для людей с высшим образованием, 48 лет — для людей со средним образованием и 43 года — для людей с образованием ниже среднего. Таким образом, разрыв между крайними группами был равен 10 годам. Для мужчин: около 44 лет — для людей с высшим образованием, 35 лет — со средним, 31 год — с образованием ниже среднего. То есть для мужчин разрыв составил около 13 лет.

В нашей статье 2016 года оценки менее точные: они основаны на относительно небольшой выборке москвичей, к тому же смертность в Москве в 2007—2009 годах была значительно ниже смертности в России в конце 1990-х. Для ожидаемой продолжительности жизни 55-летних мужчин и женщин разрыв между крайними уровнями составляет около семи лет.

Регрессионные модели показывают, что один добавленный год образования снижает риск смерти на 5%.

— С чем это связано?

— Проще объяснить эти различия для людей моложе 55—60 лет. Есть работы, в том числе и наши, которые показывают, что здесь велика роль поведенческих факторов, особенно злоупотребления алкоголем.

Образованная молодежь пьет не сильно меньше, но менее рискованными способами. В России большую роль с точки зрения смертности, особенно смертности мужчин, играет употребление алкоголя в ударных дозах.

— А что с людьми старшего возраста?

— Объяснить влияние уровня образования в старшем возрасте уже сложнее. Несчастные случаи, отравление алкоголем, дорожные происшествия — доля всего этого в их смертности намного меньше. Пожилые люди меньше пьют, так как здоровье не позволяет.

По данным за 2014 год, в возрасте 30-34 года в общей смертности внешние и связанные с алкоголем причины составляют почти половину (48%), а в возрасте 65-69 лет - только 6,5%.

Люди старшего возраста умирают от болезней. Но все равно данные показывают, что люди с низким уровнем образования умирают от болезней чаще, чем более образованные люди.

— Какие данные вы использовали в исследовании?

— Мы использовали данные исследования «Стресс, старение и здоровье в России» (Тhe Stress, Aging and Health Study in Russia, SAHR), в котором принял участие 1851 человек в возрасте старше 55 лет.

Обычно в подобных исследованиях собирают данные о таких показателях, как артериальное давление, уровень холестерина, индекс массы тела. В исследовании SAHR было учтено намного больше параметров. Его целью было понять, почему у пожилых людей в России состояние здоровья хуже, а смертность выше, чем в других странах. А внутри страны было интересно понять, почему риск концентрируется в группах с низким уровнем образования.

Обычно используется шкала с тремя градациями — высшее и незаконченное высшее, среднее, ниже среднего. В данном исследовании образование в основном измерялось в непрерывной шкале — в количестве лет обучения.

— Какие параметры вы оценивали?

— Мы использовали четыре группы показателей. Первая группа — клинические показатели, которые уже упоминались: артериальное давление, холестерин низкой и высокой плотности, триглицериды, индекс массы тела, окружность талии, инсулин-резистентность. По ним можно судить о состоянии сосудов, наличии атеросклероза и метаболических проблем, например ожирения.

Вторая группа показателей связана с сердечным ритмом: его среднее значение, соотношение темпов сердечного ритма днем и ночью и его вариабельность. Высокий сердечный ритм в пожилом возрасте является фактором риска, как и слишком малая разница между дневным и ночным ритмами — это говорит о том, что автономная нервная система слабо регулирует сердечный ритм. Вариабельность сердечного ритма должна быть достаточно высокой для того, чтобы ритм ускорялся, когда человек работает или переживает стресс, и снижался во время сна или отдыха.

Третья группа — гормональные показатели: кортизол, адреналин. Эти гормоны вырабатываются в ответ на стресс. И наконец, показатели хронического воспаления: C-реактивный белок, интерлейкин-6 и фибриноген.

Для каждой из этих групп показателей мы определяли две вещи: насколько они предсказывают последующую смертность — от всех причин и от сердечно-сосудистых заболеваний — и насколько они связаны с уровнем образования. Мы хотели найти те показатели, которые сильно влияют на смертность, с одной стороны, и коррелируют с уровнем образования — с другой. Такой группой оказались именно показатели воспаления.

— Как воспаление связано с уровнем образования?

— В нашем исследовании эта связь измерялась, но мы не пытались сами ее объяснить. Однако существуют данные научной литературы, которые мы использовали в обсуждении результатов. Согласно этим данным, одна из гипотез заключается в том, что в группах с более низким образованием выше груз прошлых болезней (инфекционных и других), которые могли быть перенесены в детстве, в молодом и среднем возрасте.

Вторая гипотеза заключается в том, что в группах с низким образованием выше процент курящих или куривших в прошлом, тех, кто на протяжении жизни много пил или имел избыточный вес. Показано, что воздействие этих поведенческих факторов может приводить к повышению уровня воспаления в организме.

Третья гипотеза говорит о том, что связующим звеном между образованием и маркерами воспаления выступает так называемый психосоциальный стресс. Такой стресс определяется не только тем, насколько, например, человек хорошо спит и не мучается тревожными мыслями по ночам. Но и тем, насколько человек контролирует события, происходящие в его жизни. Люди с более высоким уровнем образования, как правило, лучше обеспечены материально, более рационально себя ведут, лучше понимают, как устроена современная жизнь и лучше пользуются ее возможностями, а также более разумно взаимодействуют с медициной. Поэтому у них ниже уровень накопленного стресса и они в большей степени удовлетворены своей жизнью, чем люди с более низким уровнем образования.

Накопленный на протяжении жизни груз стрессовых воздействий нарушает биологическую регуляцию в организме, в том числе усиливает воспалительные процессы.

Статья с результатами исследования опубликована в журнале Social Science & Medicine.
Теги:

Читать еще на Чердаке: