Гигант с окраины

Ученые считают заявление о существовании девятой планеты убедительным

Фото: Mihai Maxim/shutterstock

Американские астрономы Майк Браун и Константин Батыгин из Калифорнийского технологического института утверждают, что наконец-то нашли убедительные доказательства существования так называемой планеты X.

Браун и Батыгин исследовали орбиты шести небесных тел за орбитой Нептуна. Их расчеты показали, что на них должна влиять некая массивная планета. Они полагают, что планета массой в 10 раз больше, чем у Земли, была выброшена на окраину Солнечной системы на раннем этапе ее формирования. Теперь эта предполагаемая планета обращается вокруг Солнца по вытянутой орбите и даже в самой близкой к звезде точке орбиты находится в семь раз дальше от Солнца, чем Нептун, а год на ней длится 15 тысяч лет.

Загадочную планету X пытаются обнаружить уже давно, а напрямую наблюдать ее при помощи телескопов не удавалось еще никому. Сами исследователи отмечают в своей статье, опубликованной в The Astronomical Journal, что их объяснение выглядит наиболее достоверным, но не является единственным.

По мнению экспертов, выводы Брауна и Батыгина выглядят довольно убедительно. Хотя и тут есть место для сомнения.

Убийца Плутона и планета Вулкан

Майк Браун — далеко не случайный человек, когда речь идет об исследований далеких от нас областей Солнечной системы. Он открыл несколько небольших планет за орбитой Нептуна в области, известной как пояс Койпера. Эти открытия показали, что Плутон является лишь одним из представителей класса карликовых планет, и в результате именно по инициативе Брауна Плутон лишился статуса планеты в 2006 году. Браун написал по этому поводу книгу «Как я убил Плутон, и почему это было неизбежно», чем и заслужил нелюбовь американской публики.

«Сам Плутон неоднократно брались предсказать математики, но астрономы нашли его случайно совсем не там, где его предсказывали», — отмечает Владимир Сурдин, старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга МГУ.

Лишь один раз за всю историю астрономии математическое предсказание оказалось точным — речь идет о Нептуне, положение которого было вычислено французским математиком Леверье в 1845—1846 годах. Однако другое его предсказание оказалось неверным: он полагал, что между Солнцем и Меркурием находится еще одна планета, которую назвали Вулкан. Такой вывод математик сделал по отклонению орбиты Меркурия, однако в начале XX века, когда Эйнштейн разработал свою теорию относительности, оказалось, что особенности орбиты Меркурия в рамках этой теории объясняются без лишней планеты в Солнечной системе.

«Со времени открытия Нептуна ничего похожего не было, и, конечно, хочется повторить такую удачу. Если Брауну и его молодому коллеге это удастся, они станут поистине великими астрономами», — сказал Сурдин.

Основания для уверенности

Наиболее известные предсказания выводились до сих пор из закономерностей в движении долгопериодических комет, приходящих к нам из гипотетической области — облака Оорта. «Однако в этом случае не только существование далекого «возмутителя» комет, но и само существование таких закономерностей часто ставилось под вопрос», — пояснил Дмитрий Вибе, ведущий научный сотрудник Института астрономии РАН.

«Батыгин и Браун исследовали существенно более надежную закономерность — схожую ориентацию орбит всех транснептуновых астероидов, движущихся по сильно вытянутым орбитам и в перигелии приближающихся к Солнцу не ближе Нептуна. Чтобы выстроить орбиты этих астероидов в примерно в одном направлении (точнее, в одном секторе), требуется некоторое постоянно действующее гравитационное возмущение», — отметил ученый.

Сам факт существования планеты на дальней периферии Солнечной системы не кажется исследователю чем-то невероятным. «Опубликовано уже немало расчетов, показывающих, что в молодой Солнечной системе могла быть еще одна массивная планета, которая затем была выброшена из центральной области системы в результате взаимодействия с другими планетами-гигантами», — пояснил Вибе.

Ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт полагает, что в результатах Брауна и Батыгина можно быть полностью уверенными.

«Доводы звучат довольно убедительно. Конечно, научное сообщество последнее слово оставляет за собой. Сомневающиеся есть, но они сомневаются в небольшой степени», — сказал исследователь.

Можно ли не заметить планету?

Тем не менее несколько лет назад, в 2009 году, был запущен космический инфракрасный телескоп WISE (Wide-field Infrared Survey Explorer). Он нашел в Солнечной системе и за ее пределами тысячи различных новых объектов, но никакой большой планеты на периферии Солнечной системы не обнаружил. «Теперь мы точно знаем, что там нет ничего похожего на Юпитер и Сатурн, а вот что касается планет, похожих на Уран и Нептун, о чем сегодня идет речь, тут нет уверенности. WISE мог их и пропустить. Но все же основания для сомнений в результатах Брауна есть», — сказал Сурдин.

Прямое наблюдение

Целиком и полностью быть уверенными в существовании планеты X можно будет, когда ее удастся увидеть. Основные надежды на прямое обнаружение планеты ученые сейчас связывают с телескопом Subaru, поскольку он обладает возможностью делать снимки с довольно большим полем зрения. Если же наблюдения на Subaru не увенчаются успехом, надежду можно связать с перспективным проектом мощного обзорного телескопа LSST.

«Пока выводы Батыгина и Брауна основаны на наблюдениях всего нескольких далеких транснептуновых объектов. Но по мере открытия новых объектов орбитальные параметры возмущающего тела можно будет уточнить, тем самым сузив область поиска. Не исключен, конечно, и другой вариант, в котором новые открытия заставят отказаться от обсуждаемой гипотезы», — считает Вибе.

«Надо искать. Астрономы, когда ищут, всегда что-нибудь находят. Не всегда то, что ожидали, но всегда что-то интересное», — заключил Сурдин.