Холод перемен

Изменение климата в конце Античности связали с чумой и укреплением халифата

Чума, распространившаяся из-за неурожая в результате похолодания, могла ослабить Константинополь. Фото: Repina Valeriya/Shutterstock

Период резкого похолодания в VI—VII веках нашей эры мог привести к эпидемии чумы, ослаблению Византийской империи, расширению Арабского халифата и другим глобальным социально-политическим изменениям в средневековой Европе и ее окрестностях.

Ученые, участвующие в международном проекте «Глобальные изменения прошлого» (Past Global Changes, PAGES), в том числе сотрудники Института леса имени Сукачева СО РАН и Сибирского федерального университета, по годичным кольцам деревьев выяснили, какие температуры были в Северном полушарии за два последних тысячелетия. Ширина древесного кольца — надежный показатель летних температур: чем благоприятнее условия, тем активнее дерево растет летом и тем шире летние годичные кольца. Ученые использовали сохранившиеся в горах Алтае-Саянского региона останки лиственницы сибирской, которые знамениты своим долгожительством: возраст самого старого дерева этого вида — 978 лет. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Geoscience.

Сопоставив прирост деревьев в Алтае-Саянском регионе и Европейских Альпах, исследователи выделили период значительного — самого сильного за последние две тысячи лет — похолодания в 536—660 годах н.э. Исследователи назвали его Малым ледниковым периодом поздней Античности. В начале этого периода, когда температуры были минимальными, летом на Алтае «холодало» до минус четырех градусов по Цельсию.

Ученые связывают падение температур с извержениями вулканов, которые происходили в 536, 540 и 547 годах н.э. Они судят об извержениях по отложениям пепла в ледниках Гренландии и Антарктиды. Извержения вулканов способствуют похолоданию, так как выброшенный в атмосферу пепел закрывает поверхность Земли от солнечных лучей. Период похолодания в таком случае может растягиваться на десятилетия. По одной из гипотез, именно «вулканическое» похолодание погубило динозавров 66 миллионов лет назад.

Какие именно вулканы извергались, сейчас установить уже нельзя. Ученые полагают, что в 536 году извержение произошло в Северном полушарии, а в 540 году — в тропиках. Извержение 547 года было менее сильным, чем первые два, но где именно оно произошло, неясно.

Исследователи полагают, что похолодание в это время дополнительно усиливалось из-за того, что Солнце находилось в фазе пониженной активности. Охлаждение океана и рост ледников привели к тому, что Малый ледниковый период поздней Античности продолжался более ста лет.

Данные о температурных колебаниях ученые сопоставили с историческими сведениями. Они полагают, что похолодание могло существенно повлиять на ход истории. Например, похолодания почти всегда приводят к неурожаю, а в периоды долгого голода среди ослабленных недоеданием людей легче вспыхивают эпидемии. В данном случае ученые тоже увидели связь: в течение пяти лет после начала периода похолодания в Константинополе началась пандемия Юстиниановой чумы, охватившая все Средиземноморье. Это крупнейшая известная эпидемия чумы в истории, число жертв оценивается в десятки миллионов человек. Исследователи полагают, что пандемия была одной из причин ослабления Византийской империи, которая в VI—VII веках потеряла значительную часть своих территорий.

С другой стороны, в некоторых регионах похолодание, напротив, может приводить к улучшению условий ведения сельского хозяйства. На Аравийском полуострове из-за изменения климата увеличилось количество осадков. Исследователи полагают, что это могло привести к повышению урожайности на полуострове и впоследствии — к укреплению и расширению Арабского халифата, так как благоприятные условия позволили арабам содержать больше верблюдов — основное средство передвижения их армий в то время. Арабский халифат возник в Западной Аравии в первой трети седьмого столетия и на протяжении последующих веков распространился не только на весь Аравийский полуостров, но и на многие прилегающие территории.