Учеба и генетика

Как наследственность влияет на выбор предметов в школе

Фото: ImageFlow / ФОТОДОМ / shutterstock

Наследственность влияет на выбор дополнительных предметов в школе больше, чем среда, когда речь идет о точных, технических и естественных науках. Об этом «Чердаку» рассказала Юлия Ковас, профессор генетики и психологии Голдсмитс-колледжа Университета Лондона и содиректор Международного центра исследований развития человека ТГУ.

Юлия Ковас и ее коллеги проводили работу в Великобритании на материале «Исследования раннего развития близнецов» (англ. TEDS — Twin Early Development Study). В нем участвуют близнецы, родившиеся в 1994, 1995 и 1996 годах, данные о которых собирают с рождения. У них выделена и расшифрована ДНК, известно, как они учились и сдавали экзамены. Для своего исследования ученые использовали данные шести тысяч пар близнецов.

Британские школьники в 16 лет сдают обязательный экзамен, а потом решают, продолжать ли учиться еще два года. Оставаясь в школе, они выбирают предметы, которые хотят изучать. Обычно школьники выбирают от двух до пяти предметов.

«Мы смотрели, какой процент детей продолжает учиться, как на школьников влияют наследственность и среда, когда они выбирают, продолжать обучение или нет. И как наследственность и среда влияют на выбор конкретных предметов», — рассказала Юлия Ковас. Также исследователи оценивали, как факторы генетики и среды влияли на оценки по выбранным предметам.

Близнецовый метод

В выборке данных были как монозиготные близнецы, генетический код которых одинаков, так и дизиготные, которые с генетической точки зрения похожи друга на друга не больше, чем обычные братья и сестры. Если монозиготные близнецы больше схожи по какому-то параметру, чем дизиготные, это говорит о влиянии генетических факторов на данную характеристику. Тогда как непохожесть монозиготных близнецов говорит о влиянии индивидуально-средовых факторов: жизненных событий, болезней, особенностей восприятия психики и других факторов.

Близнецы
Фото: Olga Yatsenko / ФОТОДОМ / shutterstock

Исследователи выяснили, что примерно половина школьников выбирают продолжение учебы, из них 43% юношей и 57% девушек — это единственный параметр, по которому наблюдалось явно выраженное гендерное отличие. На выбор конкретных предметов пол школьников практически не влиял. При этом выбор, продолжать ли обучаться в школе, примерно одинаково зависел от генетики и от среды.

Далее ученые рассматривали две группы предметов: гуманитарные дисциплины и естественно-научные, точные и технические предметы (англ. STEM — Science, Technology, Engineering and Mathematics).

«Мы также смотрели данные по отдельным предметам, но так как у школьников есть широкий выбор предметов, то выборка в этом случае резко уменьшается и результаты получаются статистически недостоверные», — пояснила генетик.

Оказалось, что в случае гуманитарных дисциплин наследственность и среда поровну влияют на выбор конкретных предметов. В случае же естественно-научных и точных предметов на долю наследственности приходилась большая доля влияния — 60%.

«Наконец, мы рассматривали, как влияет наследственность и среда на оценки школьников по выбранным предметам. Картина очень похожа. Генетические факторы для многих предметов оказываются более весомыми, но свой вклад вносят и среда, и индивидуальная реакция человека на нее», — рассказала Юлия Ковас.

Исследования в России

В России Юлия Ковас и ее коллеги ведут похожие исследования в Международном центре исследований развития человека ТГУ — ученые пополняют Российский школьный близнецовый регистр.

«В сентябре мы планируем собрать данные по всем школам нескольких регионов. Также мы исследуем студентов-первокурсников. К сожалению, пока в России нет таких масштабных долгосрочных исследований, как в Великобритании, но мы работаем над тем, чтобы восполнить этот пробел», — заключила ученый.

Результаты работы опубликованы в журнале Scientific Reports.