Есть кто живой?

«Чердак» следит за запуском «Экзомарса» к красной планете

Аппараты миссии «Экзомарс» на красной планете. Изображение: ESA

Сегодня в 12:31 мск с космодрома Байконур стартовала российская ракета-носитель «Протон-М» с двумя аппаратами первого этапа проекта «Экзомарс». В его задачи входит как следует изучить Марс и, если повезет, обнаружить на нем возможные следы жизни. В 23.13 мск космический аппарат отделился от разумного блока "Бриз М" и начал свой путь к Марсу.

«Экзомарс» — совместный проект Европейского космического агентства (ЕКА) и госкорпорации «Роскосмос» — пройдет в два этапа. Первый предусматривает отправку к Марсу 14 марта 2016 года орбитального аппарата Trace Gas Orbiter (TGO) и демонстрационного десантного модуля «Скиапарелли». До Марса они доберутся через семь месяцев после запуска.

На втором этапе, уже в 2018 году, к нашему космическому соседу отправятся российская посадочная платформа и европейский марсоход. Впрочем, если аппаратура не будет готова, сроки могут быть перенесены на 2020 год.

Миссия «Экзомарс» призвана выяснить, есть ли на Марсе признаки, указывающие, что на планете все еще идут геологические и биологические процессы. Для этого при помощи аппаратов ученые будут исследовать распространение и концентрацию в воздушной оболочке красной планеты метана (именно он — главный показатель биологической и геологической активности) и других газов, изучать возможный вулканизм Марса и распространенность воды под поверхностью планеты, климат и состав атмосферы.

Кроме того, в ходе проекта «Экзомарс» исследователи надеются отработать новую технологию посадки аппаратов на поверхность Марса и провести мониторинг радиационного фона на планете и ее орбите.

Полная детализация

Через семь месяцев полета «Скиапарелли» отделится от своего напарника и войдет в атмосферу Марса, а модуль TGO выйдет на орбиту. Правда, еще около года орбитальный аппарат будет выходить на «правильную» орбиту и начнет полноценно работать лишь в 2017 году. Орбитальный аппарат будет искать в атмосфере Марса метан. Для этого на TGO установлены два спектрометрических комплекса — российский ACS и европейский NOMAD, работающие в разных диапазонах.

Кроме того, TGO сможет «увидеть», сколько водорода, связанного в молекулах воды или гидратированных минералах, содержится на поверхности планеты на глубине до одного метра. Для этого на модуле установлен специально разработанный российский детектор FREND. При помощи дозиметрического блока TGO будет вести постоянный мониторинг радиационной обстановки на орбите — эта информация очень пригодится для будущих колонизаторов красной планеты.

Помимо всего прочего, TGO будет присылать на Землю стереоснимки поверхности Марса — специально для этой цели на его борту установлена европейская стереокамера CaSSIS для высокодетальной съемки.

Орбитальный аппарат будет задействован и на второй стадии проекта: именно он будет ретранслировать данные с посадочной платформы и марсохода. Ожидается, что TGO проработает до 2022 года.

Десантный модуль «Скиапарелли» ждет не такая долгая, но зато очень насыщенная жизнь. Его задачей станет отработка входа в атмосферу, спуска, посадки на Марс — все эти технологии будут использованы на втором этапе проекта в 2018 году. Модуль «проживет» на планете лишь два-три дня, пока не закончится заряд аккумуляторов. Именно из-за недолговечности «Скиапарелли» Россия решила не устанавливать на него научное оборудование.

На пути к Марсу

Первая ступень ракеты «Протон-М» отделилась через две минуты после старта, вторая — в 12:36, третья — в 12:41. Вот здесь можно посмотреть видео со стартовой площадки.

«Все только начинается!» – обрадовал журналистов глава Роскосмоса Игорь Комаров сразу после старта миссии.

Запуск ракеты-носителя «Протон-М» с аппаратами совместной российско-европейской межпланетной миссии «Экзомарс-2016» со стартовой площадки космодрома Байконур. Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Примерно 11 часов после запуска апараты миссии вместе с разгонным блоком «Бриз-М» провели на околоземных эллиптических орбитах, постоянно наращивая высоту. Разгонный блок "Бриз М" доставил «Экзомарс» на 21 000 км от Земли и в 22.13 успешно отделился от него. "Экзомарс" раскрыл солнечные батареи и направился в семимесячное путешествие к Марсу.

15 марта в 00:29 Европейское космическое агентство подтвердило прием сигнала от космического аппарата. Станция впервые вышла на связь с Землей, ее сигналы приняла станция Малинди в Кении. Для разработчиков миссии начались бесконечно долгие семь месяцев ожидания новых удивитльных результатов.