Мальчики направо, девочки налево

Ученые разобрались в отличиях пространственного мышления мужчин и женщин

Изображение: Happy Art/Shutterstock

В тестах на пространственное мышление, где надо совмещать объемные фигуры, мужчины стабильно превосходят женщин. Российские ученые вместе с британскими коллегами показали, что такие результаты скорее объясняются условиями, в которых мальчики и девочки находились в утробе матери, а не воспитанием.

Вопрос о том, кто умнее — мужчины или женщины, и что определяет эти отличия — наследственность или среда, уже много лет не дает покоя любителям поспорить. Психологи провели тысячи исследований, но пока отвечают расплывчато: по некоторым параметрам чуть лучше мужчины, по другим — женщины, а сами результаты с учетом погрешности почти всегда перекрываются. Одним словом, определенные отличия между мыслительными способностями мужчин и женщин есть, но они скорее качественные, чем количественные.

Но чем продиктованы такие нюансы — природой и наследственностью или воспитанием и средой? Многие исследования склоняются ко второму варианту. Так, в работе 2008 года ученые показали, что высокий уровень эмансипации в стране приводит к уменьшению разрыва между математическими способностями разных полов, а в Исландии по результатам теста женщины и вовсе оказались лучше мужчин.

Пространственное мышление близнецов

Сейчас гипотеза гендерных различий интеллекта постепенно уходит в прошлое, а ученые все чаще говорят об одинаковых когнитивных способностях полов. Последние отличия остались только в двух аспектах: в тестах на вербальные способности результаты чуть лучше у женщин, а на пространственные — у мужчин.

Особенно часто различия мужчин и женщин выявляет тест на умственное вращение (mental rotation test). В нем испытуемым показывают наборы из трех фигур и просят выбрать в каждой тройке два варианта, которые совмещаются друг с другом в пространстве. Иногда эти задания нужно делать на скорость, иногда за временем никто не следит, но результаты почти всегда одни и те же: мужчины справляются с вращением объемных фигур чуть лучше, чем женщины. Чтобы выяснить, в чем причина этой разницы, ученые в числе прочего проводят исследования на близнецах, чтобы сравнивать их результаты с другими детьми и разделять вклады генетики и воспитания: однояйцевые близнецы обладают одинаковыми генами и растут в одинаковых условиях, а обычные братья и сестры генетически различны, и для них сходно только воспитание.

Разные группы ученых провели несколько исследований с близнецами на умственное вращение, и результаты всегда были одинаковыми: близнецы мужского пола в среднем справлялись с заданиями лучше. Кроме того, ученые заметили одну особенность: девочки, у которых есть братья-близнецы, набирали в тесте заметно больше баллов, чем девочки с сестрами-близняшками. Братья как будто «подтягивали» сестер до результатов мальчиков.
Чтобы объяснить такие гендерные отличия, ученые раньше опирались на две гипотезы. Во-первых, девочки, растущие вместе с братом-близнецом, могли получать другое воспитание, а во-вторых, во время беременности на их развитие мог сильно повлиять мужской половой гормон тестостерон. В норме его уровень повышается у всех беременных женщин, но особенно заметен этот эффект для мам, вынашивающих мальчика: примерно с седьмого месяца тестостерон начинает вырабатывать еще и организм ребенка.

Путешественники от природы

Авторы работы изучали не близнецов, а обычных сиблингов (так называют родных братьев и сестер — не близнецов) из России и Англии. Такие дети не развивались вместе в утробе матери, а значит, любые заметные отличия между результатами девочек с сестрами и девочек с братьями должны объясняться только разницей в воспитании. Всего тест на умственное вращение прошло почти две тысячи человек, и параллельно они заполняли анкету с вопросами про их воспитание и детские игры.

Последние, кстати, как показывают исследования, могут очень сильно влиять на развитие. Так, многие связывают распространенный миф о «мужской» профессии программиста именно с детскими играми и занятиями: персональные компьютеры девочкам покупают гораздо реже, чем мальчикам. И, как оказалось, зря: в одной свежей работе, которую пока только подают на рассмотрение в научный журнал, ученые показали, что женщины пишут код лучше мужчин. Для этого они взяли статистику интернет-сервиса Github, где каждый программист может выложить свой код для редактирования в открытый доступ, и увидели, что правки женщин принимаются в среднем чаще, чем правки мужчин (78,6% против 74,6% — цифры близкие, но достоверно различные для выборки из более чем двух миллионов пользователей Github). Более того, правки женщин, которые не указали свой пол при регистрации, принимаются очень часто, а тех, кто указал, — наоборот, редко. То есть в данном случае способности женщин-программистов искусственно занижаются именно из-за предубеждений.

В случае с пространственным мышлением результаты оказались совершенно другими. В новой работе российские и британские исследователи показали стандартный эффект: мужчины опять справлялись с заданиями на пространственное вращение в среднем чуть лучше женщин. Однако в отличие от близнецовых работ теперь девочки с братьями никак не отличались от девочек с сестрами. Статистический анализ также не выявил никакого заметного влияния воспитания на результаты тестов. Просто мужчины чуть лучше женщин совмещали фигуры в пространстве, что, по мнению авторов, объясняется не воспитанием и средой, а только природной предрасположенностью.

Механизм ее активации, по словам ученых, еще не до конца понятен, но многие исследователи связывают хорошие пространственные способности мужчин с повышенным уровнем тестостерона в крови матери, беременной мальчиком.
То есть мужчинам как бы эволюционно «предначертано» хорошо ориентироваться в пространстве, чтобы не заблудиться на охоте или в дальних путешествиях.


Кстати, в генах заложено не только чувство пространства. Любовь девочек к куклам, как показывают исследования, тоже можно объяснять врожденной склонностью. Во всяком случае, молодые самки в дикой природе могут баюкать и кормить какую-нибудь деревяшку, а юные самцы в таких нежностях замечены не были, хотя вряд ли родители дарили им вместо умилительных щепочек машинки, солдатиков и компьютеры.

Математика и пространство

Пространственное мышление часто — и справедливо — связывают с математическими способностями. «Математика возможна как наука благодаря априорным формам чувственности пространства и времени», — мудрено сформулировал еще Кант, и с ним сложно не согласиться. Во всяком случае алгебру и геометрию в школах вполне успешно преподают одни учителя (хотя, если разбираться, это все-таки разные дисциплины со своими задачами и подходами), а Альберт Эйнштейн в общей теории относительности пошел еще дальше и объяснил с помощью геометрии физику гравитации.

Подтверждают общую истину и результаты исследований нейробиологов: при прохождении тестов на пространственное мышление и решении математических задач у людей активируются одни и те же зоны мозга. Но все-таки в реальности математические и пространственные способности связаны не так однозначно: хороший архитектор может быть полным профаном в логарифмах и математическом анализе, а матерый физик-теоретик будет с трудом находить свою гостиницу во время какой-нибудь командировки на конференцию.

Сейчас авторы научной статьи проводят новое исследование, где измеряют сразу 15 различных математических и пространственных способностей, чтобы понять, как они соотносятся друг с другом. Ранее они уже показали, что корреляция между математическими и пространственными способностями действительно есть и объясняется генами. Теперь они хотят разобраться в этом подробнее и прежде всего выяснить, насколько едино то самое пресловутое пространственное мышление. Сейчас разные его аспекты, хотя и измеряются разнообразными тестами, дальше автоматически собираются вместе, хотя никто до сих пор не уверен, что за способность совмещать трехмерные фигуры и, скажем, ориентирование по картам отвечают одни и те же мыслительные механизмы.

Так что из результатов тестов на пространственное мышление не стоит делать больших выводов: лишние два балла не делают мужчин автоматически более талантливыми математиками или программистами.

Статья ученых из Томского государственного университета, Института психологии РАН и их британских коллег опубликована в журнале Intelligence.


Михаил Петров
Теги:

Читать еще на Чердаке: