Предел возможностей

Детектор LUX не нашел частиц темной материи и подходит к пределу чувствительности

Гнезда для фотоумножителей детектора LUX. Фото: C.H. Faham

Американский детектор LUX искал частицы, из которых может состоять темная материя, и ничего не нашел. Значит ли это, что таких частиц нет и можно ли начинать сомневаться в существовании темной материи, «Чердаку» рассказал доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник лаборатории теоретической физики ОИЯИ Дмитрий Казаков.

Хотя темную материю никто никогда не видел и уж тем более не щупал, ученые не сомневаются, что она есть. Во-первых, данные о вращении галактик и звезд в них показывают, что это вращение происходит быстрее, чем можно было бы ожидать, учитывая в расчетах только видимую материю. Наиболее естественным объяснением этому является существование темной материи.

«Темной она называется, потому что не светится ни в каком диапазоне. В Солнечной системе этой материи очень мало, а в масштабе Галактики — достаточно много. За пределами Млечного Пути ее снова нет, потому что она гравитационно удерживается в Галактике, образуя ее гало», — объяснил Казаков.

Другое свидетельство — это так называемые гравитационные линзы. Если свет от звезды проходит мимо большого скопления темной материи, то луч света искривляется и образуется линза — светящееся кольцо вокруг темной материи.

Принцип действия гравитационной линзы. Оранжевые стрелки показывают видимое положение удаленного источника. Белые стрелки показывают путь света от истинного положения источника. Иллюстрация: NASA

Кроме того, темная материя также требуется, чтобы правильно описать температурные флуктуации фонового микроволнового излучения, оставшегося с самых ранних стадий существования Вселенной.

По расчетам ученых, материя составляет только около 30% от общей массы-энергии во Вселенной. Из них 5% — это обычная материя, а все остальное — темная. Оставшиеся 70% — это гипотетическая темная энергия, ответственная за расширение Вселенной.

«Предположительно темная материя состоит из частиц. Можно было бы вообразить, например, что это потухшие звезды, но данные об этом не свидетельствуют», — пояснил Казаков.

Откуда взялись вимпы

Самый популярный кандидат на роль частиц темной материи — это вимпы (слабо взаимодействующие массивные частицы от англ. weakly interacting massive particles — WIMP).

«Поскольку частицы темные, они не могут взаимодействовать электромагнитно, иначе они бы светились. Они не могут взаимодействовать сильно, потому что тогда бы они «слипались» в компактные объекты. Остается либо слабое взаимодействие, либо гравитационное. В гравитационное взаимодействие они точно вступают, раз у них есть масса. Но в таком случае темную материю очень сложно обнаружить в виде частиц. А если они участвуют в слабом взаимодействии, тогда их можно детектировать по взаимодействию с веществом», — рассказал Казаков.

Бочка с ксеноном

Детектор LUX расположен в шахте старого золотого рудника. Это огромный резервуар, заполненный жидким ксеноном. Вимпы, пролетающие через резервуар, и ядра ксенона должны сталкиваться и отскакивать друг от друга. Этот отскок ученые и пытаются измерить.

Установка детектора LUX
Установка детектора LUX. Фото: P. Phelps

Однако у LUX, как и у схожего по принципу действия детектора XENON в Европе, есть предел. «Эксперименты проводятся глубоко под землей, чтобы убрать фон. Тем не менее есть фон, который убрать нельзя, — это нейтрино. Сейчас эти эксперименты очень близко подошли к уровню нейтринового фона, и, если они ничего не найдут до того, как его достигнут, дальше они станут бесполезны», — рассказал физик.

Другие кандидаты

Искать вимпы можно не только на ксеноновых детекторах. Например, поиски ведутся на Большом адронном коллайдере. В области больших масс ускорители уступают таким экспериментам, как LUX и XENON, а в области легких масс, наоборот, выигрывают. Если же и они не найдут вимпов, на роль частиц темной материи есть и другие кандидаты — частицы, которые взаимодействуют только гравитационно, и суперлегкие частицы аксионы.

«Но WIMP — это наш самый удачный кандидат, потому что такие частицы, если они существуют, можно получать и изучать на ускорителях. Как изучать других кандидатов, пока непонятно», — отметил Казаков.