Языковое неравенство

Ученые сравнили языковые способности городских и сельских детей

Где именно проводилось исследование, ученые не указывают из соображений научной этики. Фото: Kichigin / Фотодом / Shutterstock

Деревенские дети в языковых тестах уступают городским. Что на самом деле измеряют тесты и почему по ним нельзя судить об интеллекте, «Чердаку» рассказала Елена Григоренко, профессор Хьюстонского и Йельского университетов США и Санкт-Петербургского государственного и Московского государственного психолого-педагогического университетов.

В исследовании Григоренко и ее коллег приняли участие 100 детей в возрасте 4—8 лет. Половина детей — из крупного города в центральной части России, половина — из двух изолированных деревень Северо-Западного федерального округа. «До них нужно добираться сначала на самолете, потом на пароходе, потом на поезде, потом на тележке — в общем, край света», — рассказала Григоренко.

В каждой из групп 25 человек имели диагноз «расстройства языка и речи» — развитие остальных детей было нормальным. Городские и сельские дети совпадали по социально-экономическому статусу.

Испытуемые проходили тест, позволявший оценивать их активный и пассивный словарный запас, владение структурой предложения и лингвистическими операторами, например вопросительными словами или словами, обозначающими количество: «несколько», «много», «все». При этом исследователи старались подобрать примеры в тестах так, чтобы задания были одинаково сложными как для городских, так и для деревенских детей.

Деревенский ребенок, конечно, отличит теленка от бычка. Не каждый городской житель справится с этой задачей,
но зато он все знает про Minecraft и ловлю покемонов. Соответственно, в некоторых ситуациях словарный запас больше у детей из городской, а в некоторых — из сельской среды. Поэтому мы долго возились с нашими утверждениями, чтобы установить, как они воспринимаются разными детишками», — пояснила ученый.

Например, с заданием «Прежде чем указать на первое маленькое животное, покажи на собаку рядом с лисой и большой коровой» сельские дети справлялись быстрее из-за того, что эти животные знакомы им лучше, чем городским жителям. В свою очередь городские дети лучше справлялись с утверждениями, которые касались сравнений, например «выше—ниже», а также контекста, связанного с городской жизнью.

После того как из теста были выброшены все задачи, которые давали фору одной из групп испытуемых, результаты показали, что в целом дети из сельской среды выполняют тесты хуже, чем из городской, причем даже у типично развивающихся сельских детей для некоторых заданий показатели были ниже, чем у городских детей с расстройствами языка и речи.

Причины

«Почему результаты так сильно различаются — это интересный вопрос. Если кто-то даст вам точный ответ, не верьте. Эмпирических исследований по этому вопросу мало — есть только теории», — сказала Григоренко.

Одна из них — теория статистического обучения. Согласно ей, главную роль играет среда, в которой растет ребенок, та речь, которую он слышит дома, в детском саду, школе и так далее. При этом усвоение языка происходит в основном неосознанно, в результате «схватывания» его статистических закономерностей.

«Можно предположить, что этот поток информации в сельской среде отличается от городского. И поскольку есть предложения, с которыми дети в деревне справляются лучше, это не значит, что он обеднен. Да, в тестах они показывают результаты хуже. Но это вопрос тонкий», — пояснила исследователь.

Что измеряют тесты

Известно, что в Америке дети афроамериканского и испанского происхождения по всем предметам значительно отстают от азиатов и европейцев.

«Но это не значит, что они не такие умные или не так хорошо соображают. Это значит, что
тесты составлены в соответствии с теми параметрами, которые в западной цивилизации считаются важными.
То же самое касается тестов языкового развития и тестов на интеллект. Если посмотреть, как эти тесты выполняются разными детьми в мире, то там будут систематические различия между разными этническими группами», — рассказала Григоренко.

«В нашем случае различия в языковом развитии отражают разный образ жизни в городе и в деревне. В деревне нужно и пшеницу выращивать, и за соболем ходить, и карпа ловить. Все то, что развивает школа, а российская система образования корнями уходит в европейскую, не вполне совпадает с потребностями деревенской жизни. Мы же не мерили их сильные стороны», — заключила Григоренко.

Выжить на Аляске и в Африке

В качестве примера социально востребованных навыков, которые не измеряются стандартными тестами, ученый привела способности юпиков — коренных жителей Аляски и российского Дальнего Востока. Они живут в тундре, занимаются ловлей рыбы.

Деревня юпиков на Аляксе в 1900 году
Деревня юпиков на Аляксе в 1900 году. Фото: Wikipedia


«Я как-то попросила вывести меня в тундру. Выходишь — а вокруг только снег метет, и все совершенно одинаковое. Отойдешь на 50 метров, и уже ничего не видно, и следы твои замело. Никакое университетское образование тут не помогает. А юпики ориентируются по снегу, определяют, где север, где юг, по тому, как он лежит», — рассказала исследователь.

Другой пример несовпадения знаний из школьной программы с тем, что реально ценится и необходимо для жизни, — Африка. В Африке ребенку важно знать лекарственные травы и уметь вылечить младших братьев-сестер, когда родители в полях или их вообще нет в живых. «А какие у тебя при этом оценки в школе, если ты вообще в нее попадаешь,это далеко не столь важный вопрос», — рассказала она.
Теги:

Читать еще на Чердаке: