Эйнштейны из океана

«Чердак» узнал, сможем ли мы когда-нибудь поговорить с дельфинами

Дельфин смотрит на свое отражение в зеркале. Фото:A_Lesik/shutterstock

Часто приходится слышать, что, живи дельфины на суше, они вполне могли бы создать цивилизацию не хуже человеческой. Ольга Филатова, научный сотрудник кафедры зоологии позвоночных биофака МГУ, рассказала «Чердаку», сможем ли мы когда-нибудь поговорить с дельфинами и как вообще ученые выясняют IQ самых сообразительных морских обитателей.

Полезные традиции

— Вы занимаетесь изучением звуков, которые издают дельфиновые, их поведением и культурой. Но разве у животных есть культура?

— Когда о культуре говорят гуманитарии, обычно подразумевается только человеческая культура, но в действительности очень сложно придумать определение, которое будет включать только явления, связанные с человеком. В широком смысле под культурой понимают поведение, которое передается не генетически, а путем социального обучения, и которое сохраняется более или менее стабильно из поколения в поколение.

Такое поведение известно у многих животных. Так, первый раз термин «культура» к животным применили японцы, когда открыли мытье батата у макак. Одна из подопытных обезьян случайно обнаружила, что грязный батат, которым их кормили, можно помыть в воде и его становится приятнее есть. Через несколько месяцев это переняли несколько ее подруг, а через несколько лет практика распространилась на всю группу.

Те самые японские макаки, которые научились мыть батат. Фото: Sergii Rudiuk/shutterstock


Самая примитивная культура есть даже у рыб. Проводили такой эксперимент: в аквариуме ставится перегородка, и в одном отделении рыбки, скажем гуппи, находятся постоянно, а в другое их пускают, когда кормят. В это отделение есть два одинаковых входа, но один из них сначала закрывают, так что рыбки приучаются плавать через открытый. Когда потом рыбам открывают оба входа, они не пользуются вторым, так как уже привыкли к первому. Потом рыбок постепенно начинают заменять по одной на новых, необученных. Через некоторое время все рыбы в аквариуме новые, но они продолжают игнорировать второй вход, так как обучились у других рыб. Это такой примитивный пример традиции.

У косаток и китов примеров такой «культуры» очень много. Скажем, охотничьи традиции. Косатки делятся на рыбоядных и плотоядных, хотя физиологически и те, и другие способны питаться одинаково. Но одни привыкли есть рыбу, а вторые «по традиции» ловят морских млекопитающих.

Косатка — самый умный представитель дельфиновых. Фото: Doptis/shutterstock


Часто спрашивают: почему косатки не едят людей? Все просто: для косатки люди — это что-то новое и непривычное, все равно что человеку есть мышей или червяков. В принципе можно, но не хочется.

— Может быть, знаменитая особенность дельфинов спасать тонущих людей — тоже своего рода традиция?

— У дельфинов есть инстинктивное стремление помогать свои сородичам в группе. Когда какой-то дельфин себя плохо чувствует, барахтается, другие ему помогают, поддерживают и не дают утонуть, пока он не придет в себя. Дельфинам ведь, как и людям, надо все время дышать воздухом, чтобы не утонуть. Когда человек тонет, он тоже начинает барахтаться: вероятно, для дельфинов он похож на тонущего сородича.

Братья по разуму

— Правда ли, что дельфины по интеллекту не уступают человеку?

— Что касается интеллекта, то самой умной из дельфиновых считается косатка. По разным тестам эти животные, конечно, не дотягивает до уровня человека, но тем не менее они обгоняют человекообразных обезьян. Например, есть знаменитый «зеркальный тест», выявляющий, есть ли у животного самосознание: «испытуемому» дают зеркало и смотрят, сможет ли он узнать себя или примет отражение за другое животное своего вида.

Большинство животных этот тест не проходят. Если попугайчику повесить зеркало, он будет пытаться с ним общаться. Кошки и собаки часто вообще не обращают внимания на отражение, хотя на YouTube есть видео, на которых кошки яростно бросаются на зеркало, будто там засел их враг. Они не осознают, что это их собственное отражение.



Шимпанзе перед зеркалом проходит несколько стадий узнавания. Животное видит зеркало, понимает, что тут что-то не так, и начинает совершать повторяющиеся действия, как ребенок перед зеркалом. Видя, что отражение в точности копирует ее движения, обезьяна начинает понимать, что в зеркале — она сама. То есть у шимпанзе есть некоторое представление о себе.



Дельфины тоже узнают себя в зеркале. Более того, они проходят и «продвинутую» версию «зеркального теста» — так называемый марк-тест. Ученые незаметно для испытуемого наносят ему на тело мазок краски так, что его нельзя увидеть без зеркала, и смотрят, как животное будет вести себя, глядя на отражение в зеркале. Если проводить такой тест с детьми, то оказывается, что после 1,5-2 лет они, глядя на изображение, дотрагиваются до отметки. То есть в этом возрасте они понимают, что видят в зеркале себя. Слоны, шимпанзе и косатки тоже проходят марк-тест.



— Пробовали ли дельфинов научить как-то общаться с человеком? Ведь на шимпанзе были такие опыты.

— Да, один такой эксперимент ставили на Гавайях. Одного дельфина обучали словам: нескольким глаголам типа «положить», «принести» и еще некоторому количеству существительных типа «обруч», «мяч» — всего около 40 словам. Дельфину нужно было по команде положить обруч, принести мяч и тому подобное. В языке-посреднике была определенная синтаксическая структура. Например, если последовательность была «обруч-положить-корзина», то он должен был обруч положить в корзину, а если «корзина-положить-обруч», то он должен был догадаться, что, наоборот, нужно взять корзину и ее положить в обруч.

Фото: Michal Bednarek/shutterstock


Дельфин успешно справлялся с заданиями. Выучить команды было нельзя, так как вариантов комбинаций слов и действий множество, то есть эксперимент показал, что базовое представление о грамматике у этих животных есть. Более того, в бассейне у дельфина были две педали — «да» и «нет». Его могли спросить: «Есть ли в бассейне мяч?» И он отвечал правильно.

Был еще подобный эксперимент с косаткой, но его не довели до конца, потому что косатку внезапно продали в другой дельфинарий. Это большая проблема: дельфины очень дорогие, за ними сложно ухаживать, сложно покупать, сложно ловить. И любой дельфинарий всегда коммерческое предприятие. Для того чтобы содержать чисто научный дельфинарий, никакого финансирования не хватит. Поэтому длительных экспериментов с дельфинами очень мало.

— Как дельфины общаются между собой? Есть ли у них свой язык или они способны освоить его, только общаясь с человеком?

— В середине XX века проводились опыты, в которых ученые пытались понять, возможна ли у дельфинов передача абстрактной информации. Идея была такая: двух дельфинов приучили нажимать одну педаль, если висящая над ними лампочка мигает, и другую, если лампочка горит непрерывно. Животные получали вознаграждение только в том случае, если нажимали нужные педали одновременно. Если один ошибался, то награду не получали оба.

Когда животные научились справляться с этой задачей, их посадили так, чтобы лампочку мог видеть один дельфин, а нажимать на педаль — другой. То есть тот, кто видел, должен был передать информацию тому, кто нажимает. И они научились с этим справляться. Когда ученые проанализировали запись звуков, которые издавали дельфины, они обнаружили, что тот, который видел лампочку, в одном случае издавал щелчки, а в другом — нет. Однако скептики интерпретируют это, как самодрессировку. Методом проб и ошибок дельфины могли научиться правильно выполнять задания: один, видя загоревшуюся лампочку, издавать щелчки, а другой, слыша щелчки, нажимать педаль.

В России проблемой языка дельфинов занимается сотрудник Института океанологии РАН Александр Агафонов. Он попробовал провести похожий опыт с двумя дельфинами в крымском дельфинарии: одной самке показывали некий предмет, а вторая в соседнем бассейне не видела предмет, но могла слышать первую самку. Второй самке предъявляли два предмета, из которых надо было выбрать тот, что показывали в это время первой. Дельфины очень хотели получить вознаграждение, но не смогли справиться с задачей.

Впрочем, это не дает оснований утверждать, что дельфины не могут передавать информацию. Может быть, просто в их «языке» нет «слов» для тех предметов, которые им показывали. Представьте себе похожий опыт с людьми, которые не имеют музыкального образования, но должны передать друг другу информацию о том, какой аккорд им проигрывают. Скорее всего, они тоже провалили бы этот тест, несмотря на развитые языковые способности

— А в естественной среде ученые наблюдали за общением дельфинов?

— В естественной среде дельфины используют свисты-автографы, то есть каждый дельфин издает индивидуальный свист, характерный только для него. Они используют такие свисты, когда, например, один дельфин отделился от группы и хочет созвать своих. Когда группы встречаются, они тоже обмениваются автографами, чтобы знать, кто где. Иногда бывает, что другие дельфины имитируют чужой свист-автограф, возможно, чтобы как-то «позвать» другого дельфина. Но это единственное, что наверняка известно про звуковое общение дельфинов. Есть ли у них аналог речи, пока выяснить не удалось.
Теги:

Читать еще на Чердаке: