В Антарктиду за метеоритами

Как уральские ученые искали космическое вещество в голубых льдах

Фото: Сергей Малагамба, участник Первой российской метеоритной экспедиции УрФУ

8 января завершила свою работу первая российская метеоритная экспедиция в Антарктиду, которую организовал Уральский федеральный университет (УрФУ). «Чердак» рассказывает, как участники экспедиции изучали голубой лед, искали метеориты и какой антарктический подарок получили на Новый год.

Антарктида является уникальным местом концентрации внеземного вещества: в некоторых участках многолетнего льда, сильно уплотненного и плохо пропускающего свет, концентрация космической пыли в несколько сотен тысяч раз выше, чем на всей остальной планете. Уральские ученые отправились в Антарктиду, чтобы найти как целые фрагменты метеоритов, так и лед (его называют голубым льдом, растопив который можно получить космическую пыль.

Антарктическая экспедиция стартовала 16 декабря из Екатеринбурга. Ученые добрались самолетом до Кейптауна, а оттуда — до российской станции «Новолазаревская» и массива Вольтат, где начали поиски.
22 декабря участники экспедиции выдвинулись со станции «Новолазаревская» в «поле» на поиск метеоритов. Фото: Сергей Малагамба

«Жить и работать при низкой температуре в течение 20 дней тяжело психологически. Участники готовы к этому. В первую очередь, они профессиональные спортсмены, при этом каждый — ученый», — рассказал «Чердаку» полевой руководитель экспедиции Руслан Колунин перед отъездом в Антарктиду.

Шесть участников экспедиции: Виталий Лазо, Михаил Ларионов, Сергей Малагамба, Руслан Колунин, Александр Пастухович и Андрей Королев — исследовали всю территорию, подходящую для поиска метеоритов в районе гор Ломоносова на Южном полюсе, несмотря на трудные погодные условия.

Ученые начали поиски, как только закончился шестидневный шторм и появилось погодное «окно».

«Они проходят в день по 20 км в поисках метеоритов, и все это — в «кошках», с ледорубом. Поверхность, по которой они ходят, — чистый лед, кое-где — фирн, есть небольшой уклон, поэтому ходят только в «кошках». Живут почти на гребне горы. Палатку от ветра закрывают скала, снежные стенки и сани. На данный момент точно нашли два метеорита размером с апельсин и много породы, которая слабо магнитится. Возможно, это тоже внеземной материал», — сообщили друзья участников экспедиции 4 января.
Тысячи камней и — 2 метеорита. Фото: Сергей Малагамба

За полторы недели ученые собрали более 300 образцов, у двух из которых метеоритную природу установили непосредственно в полевых условиях. Первый метеорит участники экспедиции нашли 31 декабря, что стало для них настоящим подарком в преддверии Нового года.

«Этот образец — стопроцентный метеорит, Михаил (Михаил Ларионов участник экспедиции, который идентифицировал метеорит) изучил его и подтвердил наличие хондры, коры плавления и ревмоклипты, — подтвердил по телефону находку первого метеорита руководитель экспедиции Руслан Колунин. — Пока сложно сказать, откуда он к нам прилетел, но мы над этим работаем».

Первый метеорит, найденный метеоритной экспедицией УрФУ. Фото: Сергей Малагамба

Остальные образцы, похожие на метеориты, еще предстоит исследовать и классифицировать ученым в лабораториях НОЦ Нанотех УрФУ во главе с профессором Виктором Гроховским. Найденные фрагменты метеоритов помогут ученым получить новые сведения о происхождении Вселенной.

Кубы голубого льда участники упаковали, и в апреле со станции Новолазаревской их отправят в Екатеринбург через Санкт-Петербург. Их будут исследовать ученые Петербургского института ядерной физики (ПИЯФ) при участии ученых УрФУ и коллег из Франции.
Подготовка кубов голубого льда к отправке. Фото: Сергей Малагамба

Экспедиция завершила работу 8 января. 10 января ученые отправились в Кейптаун, затем в Москву через Дубаи. В Екатеринбург ученые прилетят в ночь на 16 января. После изучения найденных образцов будет принято решение о возможном продолжения поисково-исследовательских работ в Антарктиде.

Как отметили в пресс-службе, экспедиция стала возможной благодаря участию УрФУ в Проекте 5—100 — программе Министерства образования и науки РФ по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов в мире.

Бюджет экспедиции оценивается примерно в 8—12 млн рублей: большую часть средств предоставил УрФУ, 500 тысяч рублей было собрано средствами краудфандинга, еще часть — благодаря спонсорам.