Пернатая угроза

Как люди влияют на жизнь птиц и чем это угрожает жизни людей

Крылан. Фото: Gerwin Sturm, Flickr

Почему незаметная птичка попала на обложку крутого научного журнала, как из-за гибели стервятников в Индии по этой стране распространилось бешенство, от чего несет самые большие потери израильская авиация и зачем нужно следить за птицами при помощи МКС, «Чердаку» рассказал Григорий Тертицкий, старший научный сотрудник Института географии РАН.

Обложка свежего выпуска известнейшего научного журнала Science украшена фотографией неприметной птички — исландского песочника. Песочники выводят птенцов в Арктике, на Таймыре, а зимовать улетают на западное побережье Африки. Их исследовала международная группа ученых, в том числе Михаил Соловьев и Эльдар Рахимбердиев, сотрудники лаборатории орнитологии МГУ им. Ломоносова.

Из-за глобального потепления снег сходит на Таймыре на пару недель раньше, чем 30 лет назад, и, соответственно, раньше наступает пик размножения насекомых — основной добычи песочников. Теперь птенцы, которые раньше вылуплялись как раз к моменту пищевого изобилия на полуострове, пропускают этот момент и из-за недостатка еды не дотягивают до прежних размеров.

Прилетев на зимовку в Африку, измельчавшие песочники сталкиваются с новой проблемой. Птицы питаются моллюсками, которых вытаскивают клювом из песка и ила на мелководье. А поскольку c общим размером тела уменьшается и длина клюва, птицам не удается добывать моллюсков и приходится есть менее питательные корневища растений.

Если клюв у песочника слишком короткий, он не может доставать из песка моллюсков. Фото: Eldar Rahimberdiev, Mikhail Soloviev

В результате молодые птицы переживают зимовку хуже, чем их более крупные предки, и популяция исландских песочников постепенно угасает. А нанс на выживание получают те птицы птицы, которые обладают одновременно маленьким телом и большим клювом.

Однако птичка попала на обложку крутого журнала не столько потому, что ее жалко, хотя ей нельзя не посочувствовать. А потому, что предсказать последствия ее исчезновения, в том числе для человека, никто не берется. При этом они могут оказаться весьма печальными.

И грянул гром

У Рэя Бредбери есть рассказ «И грянул гром». Его действие происходит в Америке. Сюжет: главный герой, Экельс, на машине времени отправляется на сафари далеко в прошлое, охотиться на динозавров. Сотрудники фирмы, организующей тур, специально выбирают животное, которое и без охотника через пару минут погибнет, например, под упавшим деревом. Участникам сафари запрещено сходить со специально проложенной тропы, чтобы не раздавить не предназначенную для охоты зверюшку или какую-нибудь травинку.

«Скажем, мертвая мышь ведет к небольшому отклонению в мире насекомых, дальше — к угнетению вида, еще дальше — к неурожаю, депрессии, голоду, наконец, к изменениям социальным. А может быть, итог будет совсем незаметным — легкое дуновение, шепот, волосок, пылинка в воздухе, такое, что сразу не увидишь. Кто знает? Кто возьмется предугадать?» — объясняет Экельсу его проводник.

Однако Экельс все-таки нарушает правила: запаниковав при виде добычи, он пытается сбежать, сходит с тропы и случайно наступает на бабочку. И когда они возвращаются в настоящее, оказывается, что мир стал другим и даже политическая система в Америке изменилась.

Машина времени в этом рассказе, конечно, фантастика, а далеко идущие последствия, которые может иметь вымирание одного вида животных, — вовсе нет.

Что корове лекарство, то стервятнику — яд

Коровы в Индии — священные животные, индусы их не убивают и не едят, а когда коровы умирают своей смертью, их оставляют на съедение стервятникам. Эта естественная система утилизации работала до начала 1990-х годов, когда ученые заметили, что количество стервятников в Индии начало сокращаться.

Священное животное — индийская корова. Фото: Milo & Silvia in the world, Flickr

Оказалось, что в это время для лечения коров начали применять противовоспалительный препарат диклофенак. У стервятников от этого препарата развивается почечная недостаточность, и они погибают. Три вида стервятников практически вымерли в Индии к началу 2000-х годов из-за диклофенака, а численность оставшихся продолжает сокращаться.

Это привело к тому, что коровьи трупы, которые больше не едят стервятники, в жарком климате Индии быстро начинают разлагаться и загрязнять питьевую воду. В то же время в отсутствие стервятников расплодились крысы и дикие собаки, которые переносят различные заболевания, в том числе бешенство. Бешенство в Индии — большая проблема: ежегодно от него умирает около 20 тысяч человек.

Птичий грипп и самолеты

Индийские стервятники — лишь один, хотя и очень выразительный пример того, как судьба животных связана с жизнью людей. Но птицы и другие животные могут переносить и другие заболевания. Так, в распространении вируса Эболы подозревают крыланов, а птичьего гриппа, соответственно, птиц.

«Также наблюдения за птицами важны с точки зрения авиации: через Израиль, например, пролетает около 500 миллионов птиц каждый сезон, и потери ВВС Израиля от столкновений с птицами выше, чем от боевых действий», — рассказал Григорий Тертицкий.

Тотальная слежка за птицами

Чтобы подготовиться к возможным неприятным последствиям, за птицами и другими мигрирующими животными нужно следить: куда и когда они путешествуют, что с ними происходит по пути и не сокращается ли количество особей той или иной популяции.

Самый старый метод такой слежки — кольцевание. Так отслеживали перемещение исландских песочников авторы статьи в Science. На станциях кольцевания в Польше и Мавритании птиц отлавливали, измеряли и надевали им на лапы по несколько разноцветных колец. Таких птиц потом можно определить издалека, наблюдая в подзорную трубу или фотографируя длиннофокусным объективом, не отлавливая заново.

Те птицы, которых больше не удавалось увидеть на зимовке в Африке, условно считались погибшими, хотя вернее назвать их пропавшими без вести — они могли просто сменить место зимовки.

Надежнее за птицами следить со спутника: на них надевают небольшой передатчик, который постоянно держит связь с принимающим оборудованием в космосе и отслеживает все перемещения пернатого. Эта идея не нова: с конца 1970-х годов для этого существует система Argos. Но ее передатчики дороги: каждый стоит больше четырех тысяч долларов.

Работа системы Argos

Дешевле и на МКС

Альтернативой может стать система ICARUS — совместный российско-германский проект. Ее передатчики будут на порядок дешевле — около 500 евро каждый, а приемную антенну установят на Международной космической станции — в отличие от Argos, сигналы передатчиков которой принимают семь спутников.

Проект планируют начать в 2017 году, а в дальнейшем запустить дополнительные спутники с антеннами. Это расширит площадь покрытия системы: из-за склонения своей орбиты МКС не может принять сигнал, если передатчик оказывается в полярных широтах.

«На этот случай информация записывается на флеш-память в самом передатчике, а когда он попадает в зону действия МКС, она передается на станцию», — объяснил ученый.

Онлайн-хранилище

Все данные, полученные этой системой, будут выкладываться в онлайн-базу Movebank и на сайте Института географии РАН, но с определенными ограничениями.

«Есть редкие виды, которым угрожают браконьеры. Известно, что крупные соколы, живущие на территории России, хорошо продаются в страны арабского Востока. Поэтому некоторая информация будет открыта только для ученых», — сказал Григорий Тертицкий.

Кольцевание вьюрка. Фото: Júlio Reis, Wikipedia

Точно так же информация по промысловым видам в охотничий сезон будет выкладываться с задержкой, чтобы не давать охотникам слишком большого преимущества.

«Есть некоторые этические правила: информация не должна использоваться для нанесения вреда животным, нельзя делать на ее использовании бизнес, она должна служить только научным целям», — пояснил исследователь.

Передатчики для российских исследований

«Россия и Германия выделили на этот проект примерно по 20 миллионов, договор между «Роскосмосом» и DLR был подписан в конце 2014 года», — рассказал Григорий Тертицкий. Эти деньги пойдут на техническую реализацию проекта — разработку передатчика, антенны, доставку оборудования на МКС, выход в открытый космос, монтаж и наладку антенны, сброс информации в ЦУП и ее обработку и выдачу потребителям. Координатор научной части программы ICARUS с российской стороны — Институт географии РАН.

«Но поскольку затраты у германской стороны меньше, чем у российской, они это компенсируют бесплатными передатчиками для наших ученых», — пояснил ученый.

Шестнадцать российских проектов, отобранных на конкурсной основе, получат в общей сложности 600 передатчиков. Авторы одного из этих проектов — Михаил Соловьев и его коллеги. Они продолжат наблюдения за исландским песочником.