Поймать с поличным

Российские ученые придумали, как «на месте» выяснить, несет ли клещ энцефалит

Клещ — переносчик энцефалита. Фото: daksel/shutterstock

Каждый год весной начинается новый сезон пикников и прочих увеселений на лоне природы. Одна из опасностей, которая подстерегает человека в лесу, — клещи. Проблема не только в том, что присосавшегося клеща неприятно из себя вытаскивать, — он еще может оказаться переносчиком энцефалита.

Энцефалит — это тяжелое заболевание, которое поражает нервную систему и может привести к летальному исходу. Если вы подцепили клеща, важно не выбрасывать его, а отдать на анализ, чтобы узнать, чем он мог вас заразить. Для определения, был ли клещ носителем энцефалита, ученые из нескольких российских институтов разработали новый метод, не требующий сложного оборудования, и проверили его в лабораторных условиях.

«Работа выполнена в сотрудничестве с коллегами из Новосибирска, Омска, Москвы. Мы получили искусственный белок с биоспецифической и светящейся частями. Биоспецифическая часть отвечает за связывание с вирусом, она была получена в Институте химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН в Новосибирске. Светящаяся часть белка — это фермент люцифераза морского мягкого коралла Renilla muelleri, который был получен в нашей лаборатории», — пояснила Людмила Франк, ведущий научный сотрудник лаборатории фотобиологии Института биофизики СО РАН.

Исследователь подчеркнула, что новый метод пока что был опробован лишь в лабораторных условиях на специально зараженных вирусом энцефалита клещах, так что ученые точно знали, где клещи — носители вируса, а где — здоровые особи. В начинающем сезоне Франк и ее коллеги планируют испытать свой метод на тех клещах, которых можно подцепить в лесу. Чтобы проверить эффективность нового метода в полевых условиях, анализ будет проводиться одновременно при помощи уже существующих сертифицированных методов и нового. «Прежде чем заявлять его, как работающий и пригодный для клиник, мы, естественно, должны провести серьезные испытания», — сказала Франк.

Сейчас самая надежная диагностика такого рода проводится методом обратной полимеразной реакции в реальном времени. Он требует высокой квалификации персонала и особых лабораторных условий.

«Стандартно эпидемиологические лаборатории указывают срок анализа — сутки. Он сравнительно недорогой — около 350 рублей, наборы для анализа выпускаются в том числе и российскими фирмами. Наш способ — обычный иммуноанализ, без особых требований», — пояснила исследователь.

Для анализа клеща превращают в кашицу, которую исследуют на иммунологическом планшете. После ряда операций в биологический материал вводится искусственный белок, разработанный учеными. Свечение люциферазы сигнализирует о том, что клещ был заражен. «Предварительные данные, которые мы получили, говорят о том, что это очень чувствительный метод, который позволяет достаточно быстро, за час-полтора, определить наличие вируса в клеще», — отметила Франк.

«Идеальная защита, если вы хотите знать мое мнение, — это иммунопрофилактика, то есть прививки. Потому что инъекции иммуноглобулина, которые делают людям после укуса клеща, к сожалению, малоэффективны», — сказала исследователь.

Результаты исследования опубликованы в журнале Analytical and Bioanalytical Chemistry.