«Дом» из костей мамонта, Венеры палеолита и поколение Y

Что происходит в знаменитой петровской Кунсткамере сегодня

Здание Кунсткамеры в Санкт-Петербурге. Фото: Музей антропологии и этнографии

О научных исследованиях XXI века, которые ведутся в Кунсткамере — первом музее России, основанном еще Петром I, «Чердаку» рассказал Юрий Кириллович Чистов, доктор исторических наук, директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры) РАН в Санкт-Петербурге.

— Что сегодня исследуют в Кунсткамере?

— Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН — это одновременно научно-исследовательский институт и музей. В сфере наших научных интересов — культурная, социальная и физическая антропология, а также археология. Кроме того, поскольку у нашего музея долгая история (он был основан Петром Великим более 300 лет назад), есть еще научное направление «История Кунсткамеры и отечественной науки XVIII века».

Большой академический Готторпский глобус, хранящийся в Кунсткамере. Фото: Музей антропологии и этнографии


Если говорить о научной части, то у нас 15 научных отделов, один из них — это редакция нашего журнала «Антропологический форум», а в остальных идут исследования. Есть отделы археологии и физической антропологии, но большая часть отделов — этнографические. Они разделяются по региональному принципу, например отделы этнографии народов Америки, Африки, Австралии, Океании и Индонезии, Южной и Юго-Восточной Азии, Сибири, Центральной Азии и др.

— Ведут ли сотрудники музея раскопки, где и что ищут и были ли какие-то особо интересные находки?

— Наш отдел археологии — самый старый в стране: он в 2014 году отпраздновал 120-летие. В нем работают три научных сотрудника, каждый из которых ведет раскопки. Заведующий отделом — Геннадий Адольфович Хлопачев — руководит археологическими раскопками двух известных палеолитических памятников в Брянской области — Юдиново и Елисеевичи. В Юдиново в полевой сезон 2015 года были найдены жилища палеолитического человека (а может быть, какие-то общественные или ритуальные помещения), которые были созданы из черепов и костей мамонтов. Мы надеемся, что эта уникальная находка станет частью экспозиции Юдиновского историко-археологического музея. Как и всегда в таких случаях, вокруг найдено огромное количество археологических артефактов — изделий из бивней мамонтов, многие из которых богато орнаментированы. В частности, сотрудники экспедиции нашли на этой стоянке необычный по своей сохранности наконечник дротика из бивня мамонта, в пазах которого сохранились острые кремниевые вкладыши. А также ожерелье из черноморских раковин, что свидетельствует о контактах аборигенов с территорией Черноморья, от которой современная Брянская область находится довольно далеко.

В начале следующего года мы планируем издать первый в России альбом-каталог, посвященный палеолитическому искусству — искусству Ледникового периода. В нашем музее хранится самая богатая в стране и, насколько я понимаю, в мире коллекция палеолитического искусства. В основном артефакты, найденные при раскопках наиболее известных палеолитических памятников на территории России, СССР, проводившихся до середины XX века сотрудниками многих научных институтов, музеев, вузов страны, хранятся в нашем музее. Например, в каталог войдут изображения и описания 19 палеолитических Венер из коллекции нашего музея.

Палеолитическая Венера. Фото: Музей антропологии и этнографии


Другие сотрудники отдела археологии копают в Северо-Западном регионе, в районе Ладожского озера, на берегах Финского залива. Они участвуют в двух международных экспедициях совместно с эстонскими и финскими археологами. Одна экспедиция копает в основном неолит, другая — средневековье.

— Расскажите о проекте «Кунсткамера III тысячелетия». Что вы меняете в музее, каким видите его в ближайшем будущем?

— Мы имеем возможность работать над этим проектом благодаря партнерской программе с Благотворительным фондом Владимира Потанина. Смысл проекта — в организации мультимедийного диалога с посетителями в залах музея и с виртуальными посетителями Кунсткамеры на ее сайте. Эти две аудитории практически равны, каждая составляет примерно полмиллиона человек в год. Поскольку Кунсткамера — единственный музей этнографии народов мира в стране, то мы хотели бы сделать его ближе и понятнее для обоих типов посетителей.

На нашем сайте уже практически готовы системы виртуального посещения: 3D-панорамы, возможность посмотреть содержание всех витрин и получить представление о каждом экспонируемом предмете. В залах музея сейчас на сенсорных мониторах можно получить информацию и посмотреть детали практически всех экспонатов, узнать, что это такое, где и когда эта коллекция собрана и так далее. Мы хотим, чтобы в интернете тоже была такая возможность. Также мы собираемся сделать эту систему доступной для смартфонов и планшетов, то есть предоставить посетителям возможность пользоваться в музее мобильным гидом.

Кроме того, мы создали специальный сайт музея для диалога с молодежной аудиторией: «Кунсткамера Y». Его презентация состоялась 8 декабря. Основной материал сайта — видеоролики наших ведущих ученых, которые рассказывают о своих экспедициях, исследованиях, открытиях и о выдающихся экспонатах в нашей коллекции. Мы планируем, что это будут не просто монологи ученых, но диалог с посетителями.
Теги:

Читать еще на Чердаке: