Зарубежные университеты: где учились гении?

Альма-матер Эйнштейна, Хокинга и других ученых

Чикагский университет. Изображение:Vladislav Gajic/ФОТОДОМ/Shutterstock

Наверняка каждый из вас в глубине души мечтает учиться в университете, который не стыдно будет указать в резюме или упомянуть при случае в разговоре с коллегами. И все же, как показывает история, не все, кто оканчивал престижные вузы, становятся известными и успешными и не все гениальные личности учились в лучших университетах.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, где учились величайшие научные гении? Может быть, вы даже хотели бы получать новые знания в тех же аудиториях, где до вас сидели Эйнштейн или Фрейд?

Мы постарались разобраться в том, какую роль в судьбе выдающихся ученых XX века сыграли их альма-матер и как университеты поспособствовали их научной карьере. Все же дело в академических знаниях или в практике и самообразовании?

Научный потенциал вузов и их история особенно актуальны для студентов, которые сейчас находятся в поиске университета и возможностей для развития за рубежом.

Отметим, что вузы, о которых идет речь в нашей статье, не единственные, где учились гениальные ученые и мыслители. Более подробную информацию о зарубежных университетах, программах и стипендиях вы можете изучить на сайте британской компании Hotcourses.ru.

Альберт Эйнштейн

Фамилия «Эйнштейн», пожалуй, первой приходит на ум, когда речь заходит о знаменитых ученых прошлого столетия: физик-теоретик, автор более чем 600 научных работ, лауреат Нобелевской премии. Эйнштейн был действительно гениален, а его теория относительности перевернула научный мир.

Первым вузом в жизни ученого была Швейцарская высшая техническая школа Цюриха (ETHZ), одно из самых престижных учебных заведений Швейцарии. Правда, сюда Эйнштейн поступил только со второй попытки, поскольку сначала не имел аттестата и провалил несколько экзаменов. Университет ETHZ Эйнштейн закончил в 1900 году с дипломом преподавателя физики и математики. После получения степени ученый начал работать и продолжил самостоятельное изучение физики. Его усилия не прошли даром, и уже в 1906 году Эйнштейн получил степень доктора наук Цюрихского университета.

Будучи отчаянным приверженцем самообразования, Альберт Эйнштейн всю жизнь самостоятельно развивал свои знания и навыки, приходя к удивительным открытиям «методом проб и ошибок». Ученый любил говорить о том, что успеха в науке можно добиться, только совмещая академическое обучение с упорным самообразованием.

Позднее Эйнштейн сам преподавал в университетах по всему миру, среди которых были два вуза, в которых он сам учился, а также Берлинский университет, Калифорнийский университет и другие.

Цюрихский университет. Изображение: NSiomava/ФОТОДОМ/Shutterstock

Александр Флеминг

Новатор, исследователь и создатель первого антибиотика — пенициллина, Александр Флеминг в свое время совершил настоящий прорыв в медицине. Проделанная ученым работа помогла спасти миллионы жизней и существенно повлияла на лечение таких заболеваний, как туберкулез, сифилис и гангрена. За свои труды Флеминг был удостоен Нобелевской премии в области физиологии и медицины, а также вошел в список «100 самых важных людей XX века» по версии «Тайм».

Уроженец британского Дервела, после школы Флеминг переехал в Лондон и поступил в Королевский политехнический институт, а затем, последовав примеру старшего брата и избрав карьеру медика, продолжил обучение в Медицинской школе госпиталя Святой Марии, где получил степень бакалавра медицины и хирургии (MBBS). Будучи талантливым студентом, Флеминг получал стипендии не только медицинской школы, но и Лондонского университета.

Возможно, из Александра Флеминга и не получился бы выдающийся ученый, если бы он вовремя не выбрал медицинское направление и подходящий университет. Именно заслужив всестороннюю поддержку и финансовую помощь британских учебных заведений, Флеминг получил колоссальные возможности для развития и проведения научных опытов.

Помимо лабораторных исследований, Александр Флеминг также работал профессором бактериологии в Лондонском университете, а позднее — ректором Эдинбургского университета.

Стивен Хокинг

Каждый современный человек хотя бы раз слышал о Стивене Хокинге, потому что жизнь этого человека и его подход к науке уникальны в своем роде. Инвалид, который, несмотря на тяжелую болезнь, ведет активный образ жизни, преподает и делает открытия в области физики и астрономии, Хокинг давно заслужил признание широкой аудитории, а его научно-популярные книги и выступления сделали науку гораздо интересней и понятней для многих и многих людей на Земле.

Стивен Хокинг получил первоклассное образование в Оксфордском университете, а затем — в Тринити-колледже Кембриджского университета. Кроме того, будущий ученый активно проходил научную практику в ряде учебных заведений, включая Калифорнийский технологический институт.

Получив степень доктора наук по физике, Хокинг решил передавать свои знания и собственные наработки, став преподавателем Кембриджского университета, а позднее — исследовательским директором отделения прикладной математики и теоретической физики Кембриджского университета. Таким образом, родной вуз дал Хокингу не только первоклассные знания, но и с радушием принял его в качестве ученого и преподавателя, ставшего живой легендой Кембриджа.

Оксфордский университет. Изображение: Andrei Nekrassov/ФОТОДОМ/Shutterstock

Зигмунд Фрейд

Зигмунд Фрейд, главный психоаналитик всех времен и народов, чьи цитаты сегодня то и дело можно встретить в интернете, был основателем психоанализа и одним из величайших ученых XX века. Фрейд — профессор, доктор медицины и почетный доктор права Университета Кларка. Его работы оказали влияние на все сферы психологии и психоаналитики, а также социологии, антропологии и медицины.

С детства Фрейд получал домашнее образование, которое не только привило ему интерес к саморазвитию, но и помогло поступить в гимназию, а затем — в Венский университет на медицинский факультет. Как и Эйнштейн, Зигмунд Фрейд был приверженцем нестандартного подхода к образованию. Помимо того, что он занимался активным самообразованием, он считал, что изучения одной только психологии недостаточно для ведения продуктивной и новаторской деятельности в этом направлении.

Поэтому кроме занятий по гуманитарным наукам Фрейд посещал в университете лекции по анатомии и химии, физиологии, зоологии и психологии, а свою исследовательскую деятельность он начал в Институте зоологических исследований Триеста и продолжил в Венском физиологическом институте, где Фрейд занимался лабораторной практикой и публиковал свои работы.

Венский университет. Изображение: Kiev. Victor/ФОТОДОМ/Shutterstock

Френсис Крик и Джеймс Уотсон

Имена Френсиса Крика и Джеймса Уотсона неразрывно вошли в историю мировой науки после открытия ими структуры молекулы ДНК в 1953 году. Ученые совершили настоящую революцию в биологии и медицине, за что получили заслуженную Нобелевскую премию и всемирную славу.

Несмотря на то что факт открытия структуры ДНК сначала показался самим ученым невозможным и они с большой осторожностью сообщили о результате своих исследований, в жизни Крика и Уотсона этому успеху предшествовала упорная академическая и лабораторная научная работа.

Френсис Крик после школы получил степень бакалавра в области физики в престижном Университетском колледже Лондона, а позже поступил в аспирантуру Колледжа Гонвилла и Киза. Крик также занимался многочисленными лабораторными исследованиями и, несмотря на Вторую мировую войну, помешавшую ему получить степень доктора наук, после окончания боевых действий он с новым рвением продолжил занятия и научную работу.

История Джеймса Уотсона впечатляет еще больше. В возрасте всего 15 лет благодаря таланту и глубокому интересу к орнитологии и генетике ему удалось поступить в Чикагский университет, и уже в 19 лет Уотсон получил диплом бакалавра. Будущий ученый не остановился на достигнутом и продолжил обучение в магистратуре, а потом и в аспирантуре Индианского университета в Блумингтоне. Интерес к научным исследованиям в итоге привел его в Кавендишскую лабораторию Кембриджского университета, где он и начал совместную работу с Криком. За свою долгую жизнь и ныне здравствующий Джеймс Уотсон успел поработать также в Гарвардском университете и в Лаборатории в Колд Спринг Харбор, сделал весомый вклад в важнейшие исследования по изучению генетической предрасположенности к раку и психическим заболеваниям.

Опыт Крика и Уотсона как нельзя лучше иллюстрирует степень важности университетского образования для карьеры ученого в современном мире. Их молодость пришлась на годы активного развития и популяризации науки, открытия новых научных факультетов и безусловного технического прогресса, торжествующего по сей день, что позволило молодым исследователям сделать уникальное открытие и стать учеными мирового масштаба. Джеймс Уотсон и сейчас остается одним из тех выдающихся людей, которые своим примером вдохновляют нынешнюю молодежь на упорную учебу и поистине исследовательскую смелость.

Материал подготовлен порталом Hotcourses.ru, рассказывающем о высшем образовании за рубежом и помогающем подобрать подходящие образовательные программы, университеты и колледжи.

Теги:

Читать еще на Чердаке: