Наука за точкой замерзания

Как российские исследователи уже 60 лет изучают Антарктику

© ИТАР-ТАСС

13 февраля 1956 года была открыта первая советская антарктическая станция «Мирный». Эту дату считают началом регулярных отечественных исследований Антарктики. Чем сейчас занимаются российские полярники и какие работы ведутся именно на станции «Мирный»? «Чердак» расспросил Валерия Лукина, директора российской антарктической экспедиции.

Станция «Мирный» находится в восточной части Антарктиды на самом побережье моря Дейвиса, до ближайших соседей — австралийской антарктической станции Дейвис — оттуда 678 километров пути. Среднегодовая температура на «Мирном» -11,3°C, максимальная +6,8°C, минимальная -40°C — не так уж и холодно.

Сегодня главная отечественная антарктическая станция — это куда более известный «Восток», но долгое время российским форпостом в Антарктиде была именно станция «Мирный». Кроме них на шестом континенте есть еще три постоянные круглогодичные станции («Лазаревка», «Прогресс», «Беллинсгаузен») и пять сезонных полевых баз, на которых в сумме могут жить 110 человек зимовочного состава и 120 сезонного.

От космоса до минералов

«Сейчас в Антарктиде ведутся научные исследования во всех природных средах, начиная от ближнего космического пространства и кончая недрами Земли: в магнитосфере, ионосфере, озоносфере, свободной приземной атмосфере, гидросфере, биосфере, литосфере и, конечно, криосфере — имеется ввиду вечная мерзлота и ледяные покровы», — рассказывает Валерий Лукин.

При этом многие из этих исследований можно проводить только здесь. Помимо того, Антарктида на 99% покрыта льдом, это единственный континент, лишенный тотальных атрибутов цивилизации: сельского хозяйства, транспортной инфраструктуры, больших урбанизированных поселений. Полярные станции России и других стран не сильно изменяют природные условия, поэтому в Антарктиде очень удобно отрабатывать и проверять климатические модели, которые помимо естественных параметров вроде интенсивности солнечного излучения учитывают еще и антропогенные факторы.

Подобные исследования очень важны именно для России, поскольку 60% территории нашей страны находится в зоне вечной мерзлоты и незначительные изменения климата могут привести к катастрофическим последствиям в этих регионах. По оценкам экспертов, повышение средней температуры в зоне вечной мерзлоты даже на один градус вполне способно вызвать разрушение линий электропередач, фундаментов зданий, нефтепроводов и даже автомобильных и железных дорог.

Также в Антарктиде проводят уникальные исследования биосферы, особенно биоразнообразия бактерий. В суровых условиях ледяного континента выживают только самые приспособленные микробы. Они помогают понять человеку, как живое может адаптироваться в самых экстремальных средах, и, кто знает, может быть, жизнь на других планетах или их спутниках, будь она найдена, будет похожа именно на эти антарктические микробы. Такие гиперустойчивые организмы называют экстремофилами, и «Чердак» подробно писал об этих удивительных существах.

Спутники и рыба

В Антарктиде ведутся важные геофизические исследования магнитосферы Земли, которая защищает нас от солнечного ветра и космического излучения. Южный геомагнитный полюс находится как раз рядом с одной из российских станций, и поэтому регистрировать геомагнитные сигналы здесь можно с минимальными шумами. «Наблюдая геомагнитные процессы в Антарктиде, мы можем оперативно использовать эти данные для своевременного обеспечения информацией наших органов власти, поскольку эти возмущения могут оказывать катастрофические влияние на спутники, передачу электроэнергии по высоковольтным линиям и даже на работу трубопроводов», — рассказывает Валерий Лукин.

Также в Антарктиде расположена станция мониторинга параметров орбит спутников ГЛОНАСС, которую активно использует «Роскосмос», а работы многих биологов и агротехников здесь направлены на поддержку рыбопромысловой деятельности России в водах Южного океана. В окрестностях Антарктиды ловят рыбу и криль все страны. Квоты на отлов ежегодно определяет комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики, цель которой — не допустить нарушения экосистемы Антарктики.

А вот никаких геологоразведочных работ и тем более добычи полезных ископаемых в Антарктиде нет. «Статьей седьмой Протокола по охране окружающей среды от 1991 года в Антарктике любая деятельность в отношении минеральных ресурсов Антарктики, кроме научной, запрещена. Это основной документ, регулирующий деятельность всех стран — исследователей Антарктики. Он был ратифицирован всеми участниками и вступил в силу с 1998 года», — объясняет Валерий Лукин.

Кстати, ученые из разных стран очень тесно сотрудничают в Антарктиде — независимо от того, как меняются отношения между их государствами. Так, например, в этом сезоне российские станции активно работали со специалистами из Германии, США, Польши, а наши исследователи в свою очередь были задействованы в инфраструктуре бразильской и французской антарктических программ.

Что сейчас происходит на станции «Мирный»?

«В этом году на станции «Мирный» активно велись инженерные работы, — рассказывает Валерий Лукин. — В самом начале летнего сезона (это поздняя осень-зима в нашем Северном полушарии) туда пароходом приехали сезонные рабочие для восстановления взлетно-посадочной полосы, которой в «Мирном» не было уже 25 лет. В среду 10 февраля на новую полосу впервые приземлился самолет». Воздушные полеты в Антарктике обходятся гораздо дешевле, чем морское сообщение: один день парохода в таких условиях стоит несколько миллионов рублей.

Кроме инженерных работ в этом году на «Мирном» продолжались мониторинговые наблюдения по метеорологии, аэрологии, гидрологии и другим наукам. Специальных научных исследований в 2015 году на «Мирном» не проводилось, но это скорее исключение из правил: еще в прошлом году там была проделана большая работа по космическим лучам, а сейчас комиссия Российской антарктической экспедиции собирает заявки на исследования грядущего сезона.
Михаил Петров