Знай наших! Об органической электронике, механизмах рака и влиянии агрессии

Как выращивать кристаллы для создания тонких и гибких дисплеев? Как белок противовирусной защиты может восстать против своих и вызвать рак? И какие изменения происходят в мозге агрессивных мышей? А также о новом спутнике из Самары смотрите в еженедельной рубрике о российской науке «Знай наших».

Всем привет! Меня зовут Анна Шустикова, и перед вами еженедельная рубрика о российской науке «Знай наших».

Первая новость для всех любителей ультратонкой электроники. Все мы ждем, когда в продаже наконец-то появятся по настоящему тонкие гибкие дисплеи: например, скручивающиеся в трубочку телевизоры или смартфоны. Часто можно услышать, что такие устройства называют олед дисплеями. Это связано с тем, что изготавливаются они из оледов — светодиодов из органических полупроводниковых кристаллов. Обычно их получают путем кристаллизации из пара: это дорого, зато до недавнего времени считалось, что кристаллы, выращенные подобным образом, обладают наилучшими свойствами. Но ученые с физического факультета МГУ недавно смогли получить органические полупроводниковые кристаллы не из пара, а из жидкого раствора и оказалось, что, во-первых, они обладают гораздо лучшей светоизлучательной способностью, а, во-вторых, их производство будет стоить значительно дешевле.

Вторая новость — из области биологии. Ученые из Института проблем передачи информации имени Харкевича РАН и университета Женевы сделали еще один шаг к пониманию, как возникает раковые опухоли. Они исследовали активность белка APOBEC, — это белок противовирусной защиты, вызывающий изменения ДНК или РНК вирусов. Но в раковой клетке он нападает не на вирусов, а «своих» — то есть на человеческую ДНК. Примерно в 18% раковых опухолей APOBEC сильно изменяет ДНК хозяина в больных клетках. Однако, вот парадокс, этот белок не способен влиять на нормальную двухцепочечную ДНК человека, и то, каким образом он вызывает в ней мутации, до сих пор оставалось неизвестным. Так вот, в своем исследовании российские и швейцарские ученые показали, что большинство мутаций, вызываемых белком APOBEC, происходит во время репликации — то есть удвоения — ДНК, в те недолгие промежутки времени, когда две половинки ДНК не спарены друг с другом.

Ученые из Самарского государственного университета тоже работают не покладая рук: они разработали спутник с поэтичным названием «Аист-2Д». Этот спутник работает как радиолокатор в таком диапазоне частот, чтобы с его помощью можно было получать изображение того, что спрятано от обычного взора под кронами деревьев, а то и под слоем почвы. По словам разработчиков, с помощью «Аист-2Д» обычную почву можно будет пронзить взглядом до глубины в несколько десятков сантиметров, а в пустыне — и до десятков метров. Изображения, полученные с помощью нового спутника, планируется использовать для контроля над сельскохозяйственные объекты и построения карты рельефа. Также аппарат позволит исследовать верхнюю часть атмосферы, ионосферу. Однако пока что спутник не запущен в космос: он дожидается своего запуска на космодроме восточный.

И напоследок: нам часто советуют быть спокойнее и не проявлять агрессии. И, оказывается, это не пустые слова: ведь недавно группа ученых из Института цитологии и генетики РАН, МФТИ и нескольких американских лабораторий установила, что агрессивное поведение не просто приводит к тревожности, но и вызывает структурные изменения в мозге. В первую очередь в тех областях, которые отвечают за формирование эмоций — гиппокампе и мендалевидном теле. Эксперимент проводился на мышах, и во время него ученые наблюдали активность гена c-fos, который начинает работать при любых серьезных перестройках мозга, например, во время обучения. Выяснилось, что в гиппокампе самцов, неоднократно побеждавших в мышиных боях, выросло число новых клеток, а при возможности подраться еще и в уже существующих клетках активность гена возрастала. А вот в миндалевидном теле активность этого же гена, напротив, падала.

На этом все, читайте наш сайт chrdk.ru, смотрите наши новости и до встречи на следующей неделе.
Анна Шустикова